Лариса Ломиашвили

Методологические подходы к моделированию зубов

Лариса Ломиашвили, Сергей Михайловский, Сергей Вайц, кафедра терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии (г. Омск, Российская Федерация)

 

 «За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск. 

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании. 

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии. 

Клинический случай

 

Поделиться с друзьями: