Международный осенний семинар ДентАрт 2012 ЦВЕТ ЗУБОВ И РЕСТАВРАЦИЙ

23-26 сентября 2012 года Полтава вновь объединила небезразличных к стоматологии соискателей новых знаний и вдохновения. В 2005 году на семинаре «ДентАрт» уже поднималась тема «ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦВЕТА В СТОМАТОЛОГИИ», прошло более 7 лет, и за это время в мире стоматологии произошло множество изменений, которые привели к появлению новых техник, протоколов, материалов и оборудования. Практически направленный лекционный «вернисаж» осеннего семинара предоставил возможность разобраться в картине современных подходов к подбору цветовой палитры в оттенках тканей зуба, а главное, в правильной его интерпретации для реставрации. А клиническое применение знаний законов оптики в стоматологии расширило горизонты возможностей реставрации, совершенствуя ее эстетическое качество.

Цвет зубов после эндодонтического лечения

Программу первого лекционного дня семинара открыла объемная лекция профессора Марко Мартиньони — президента Ассоциации эндодонтистов Италии, основателя Итальянской академии микро скопической стоматологии, члена редакционного совета итальянского журнала «Эндодонтия», автора многочисленных публикаций в научных стоматологических изданиях, владельца эн додонтической клиники в Риме. Приезд лектора такого масштаба — событие всегда долгожданное.

Лектор начал свое выступление знаменитой фразой Микеланджело: «Совершенство в деталях, но совершенство никогда не является деталью!». Цель стоматологии — восстановление функций жевания, речи и эстетики. Для совершенного результата в лечении зубов после эндодонтического вмешательства с использованием правильного протокола, правильной техники важно уделять внимание всем деталям. Стоматология совершила большой скачок за последние годы. Коммуникация, исследования, а также новые веяния в эндодонтии и реставрации сделали современные процедуры намного проще, доступнее, с предсказуемым результатом. Сегодня золотым стандартом эндодонтического вмешательства являет ся использование микроскопа. Четкий контроль и визуализация — очень важные факторы, определяющие успех лечения. Соблюдение проверенных протоколов в эндодонтическом лечении дает возможность легко достичь хороших результатов даже в самых сложных клинических случаях.

Надо отметить, что эндодонтия стала проще, быстрее и надежнее еще и благодаря новым инструментам. Процедура эндодонтического лечения может занимать всего лишь одно посещение. Разработанные эффективные инструменты становятся более простыми в применении. Появилась возможность быстро обработать один канал всего одним инструментом. Например, инструмент с непрерывным вращением по типу инструментов системы ПроТейпер получил новую модификацию в виде инструмента ВэйвВан, работающего в реципрокном вращении. Реципрокное движение означает, что файл постоянно меняет свое направление вращения в процессе работы с большим углом вращения при движении вперед (для режущей эффективности) и меньшим углом при движении назад (для продвижения в просвете корневого канала с сохранением его анатомии). Оптимальные углы вращения помогают снизить риск эффекта «вкручивания» и риск перелома файла. Он работает с большей эффективностью и простотой. Эндодонтическая система ВэйвВан от компании «Дентсплай» делает процедуру формирования корневого канала простой и эффективной. Еще одна новинка в эндодонтии — инструмент с дополнительной поверхностной обработкой, которая делает его очень эластичным, — Вор тексБлу (Дентсплай).

Для хорошего заживления необходима качественная очистка канала перед обтурацией, однако только на медикаментозную обработку полагаться не стоит. Марко Мартиньони представил на рассмотрение серию показательных видеороликов, которые продемонстрировали возможности
новых инструментов на подготовленных специальным образом прозрачных экстрагированных зубах с различной анатомией и кривизной корневых каналов.

Следующим этапом лечения является качественная обтурация. С целью получения максимально быстрого и хорошего результата предлагается использование новой системы обтурации системы корневых каналов — Гуттакор (Дентсплай), она схожа с предыдущей системой для обтурации каналов Термафилом, но в качестве носителя в ней используется не пластиковый, а гуттаперчевый штифт. При применении новой системы достигается большой процент успешного лечения зубов с первичной эндодонтией и зубов, подвергшихся перелечиванию.

Адгезивная подготовка играет немаловажную роль в восстановлении зуба после эндодонтического лечения. Остатки гуттаперчи и силера ухудшают адгезию, и это необходимо учитывать при очистке дентина перед внесением адгезивного агента. Применение хлоргексидина после протравливания может усиливать сцепление тканей с адгезивным слоем. Были сравнены под микро скопом срезы образцов восстановленных зубов с различными условиями адаптации композита к тканям зуба (восстановление без адгезивной под готовки; после протравливания; с применением различных адгезивных систем, в том числе самопротравливающихся; внутриканального использования материала со штифтом и без штифта), что позволило визуализировать качество адаптации различных материалов по линии склейки, и были сделаны следующие выводы. Большая проблема композитных материалов — усадка после отверждения и возникновение полимеризационного стресса, что отражается на линии их соединения с тканями зуба. Это можно компенсировать, используя внутриканальный стекловолоконный штифт. Материал ЭсДиАр (Дентсплай), в котором снижены про явления полимеризационного стресса, может использоваться для восстановления дентина и является удобным материалом для внутриканальной вкладки. Исследования показали, что самое лучшее соединение композита с дентином зуба происходит только после его тщательной очистки, протравливания и тщательного на несения адгезива на дентин.

Лектор подчеркнул, что цвет — не самая важная характеристика в реставрации, в собственно цветовой конструкции реставрации очень важно обозначить основные понятия, которые и составляют видимость цвета: светлоту, хроматичность, насыщенность и прозрачность. Современный подход к реставрации предполагает использование материалов различной прозрачности. Важно воспроизвести анатомию зуба с точки зрения биомиметического подхода. Известно, что эмаль намного прозрачнее, а дентин более опаковый. Различная прозрачность зубных тканей дает различное восприятие цвета глазом человека. Использование материала, имитирующего оттенок дентина с опаковостью, равноценной опаковости натурального дентина, в комбиность, как у натуральной эмали, дает финальный нации с эмалевым оттенком, имеющим прозрачность, как у натуральной эмали, дает финальный результат натуральности цвета реставрации.

Воспроизведение цвета зубов в реставрации

Доклад профессора Школы стоматологии Университета Кьети Камилло Д’Арканжело (Италия) стал отличным логическим продолжением лекционной программы семинара. Лектор — декан факультета восстановительной стоматологии и эндодонтии, профессор восстановительной стоматологии в аспирантуре по ортодонтии, профессор восстановительной стоматологии Школы гигиены стоматологии, директор последипломного магистрата восстановительной стоматологии и член совета Итальянского общества консервативной стоматологии.

В выступлении Камилло Д’Арканжело были затронуты основные принципы адгезивной стоматологии, которые необходимо учитывать для получения хороших эстетических и функциональных результатов. Сегодня существует множество материалов и техник, используя которые, можно получить максимально эстетичный результат, но нужно дифференцировать, при каких условиях можно применять эти техники. День ото дня, шаг за шагом новые реставрационные технологии постепенно изменяют нашу стоматологию. В зависимости от конкретной клинической ситуации, окклюзионного статуса и эстетических ожиданий, есть возможность индивидуально подобрать керамику, композиты и стекловолоконные штифты для получения эстетичной, функциональной реставрации, стабильной во времени. Однако всем должны быть известны качественные характеристики, параметры, которые надо учитывать при подборе оптимального материала, композита или керамики в каждом конкретном клиническом случае.

При адгезивной технике прямой или непрямой реставрации важно, чтобы препарирование было малоинвазивным. В ситуациях, когда ставится задача изменить анатомию зуба (в случаях трансформации клыка в резец, например), лектор рекомендует использовать непрямую реставрацию. Если ставится задача косметического лечения и затронут вопрос просто эстетики зубов, без глубоких вмешательств в ткани зуба, можно ограничиться отбеливанием и прямой реставрацией. Адгезивные методики позволяют получить оптимальную оптическую интеграцию между материалом и тканями зуба. Качество работы зависит от качества материалов и качества технического выполнения.

«В современной стоматологии мы должны прекратить говорить о цвете и сконцентрироваться на свете. Говорить о цвете трудно, потому что цвета не существует…», — такими словами лектор сделал акцент на оптическом поведении луча света в объекте и на его поверхности. Когда луч света попадает на объект и проходит сквозь него без преград, этот объект не изменяет интенсивности и направления луча света — объект является абсолютно прозрачным и бесцветным. В том случае, когда луч света проходит через объект, но меняет свои характеристики про хождения и направления, — цвет объекта становится видимым. Но из за прозрачности объекта цвет имеет неточные характеристики, и такой объект определяется как транслюцентный, полупрозрачный. Если же луч света не проходит через объект и отражается, объект имеет точно определяемый цвет и выглядит опаковым.

Для достижения лучших и более предсказуемых результатов необходимо углубить наши знания об оптических свойствах зуба и материалов, которыми мы работаем. Наши зубы считаются транслюцентными, полупрозрачными, так как луч света проходит сквозь ткани зуба, изменяя свое поведение в нем. Цвет зуба зависит от рефракции луча света в его толще, во всех его тканях. При применении металлокерамических коронок свет не может пройти через искусственную коронку, он отражается. В прямой реставрации композитные материалы, благодаря их оптическим свойствам, могут пропускать свет. Работая транслюцентными материалами, необходимо знать их оптические свойства. Индексрефракции света в воздухе принят за 1,00, в естественной эмали он составляет 1,62, а средний показатель индекса рефракции как композита, так и керамики составляет 1,50, это означает, что все композиты и керамика, которые представлены на рынке, имеют большую прозрачность, чем естественная эмаль. Но на сегодняшний день уже существуют материалы, которые имеют показатели рефракции такие же, как у естественной эмали, что позволяет незаметно оптически интегрировать реставрацию к естественным тканям. Были представлены несколько интересных клинических случаев реставрации фронтальных зубов керамическими винирами — с демонстрацией отличных отдаленных результатов, которые зависят не только от материалов и техники их фиксации, а еще и от качества фиксирующего материала, его свойств. Так как расстояние между виниром и тканями зуба составляет приблизительно 40 микрон, это пространство заполняется фиксирующим композитом, который должен быть достаточно наполнен, как традиционные композиты, и обладать оптимальными физико химическими свойствами для невидимости границы. Нагрев фиксирующего композита в специальных нагревателях позволяет ему приобрести пластичность.

Что касается реставрации в боковом участке, то для жевательной группы зубов большее значение имеет показатель стираемости. Так как окклюзионная стабильность пациента зависит от износоустойчивости материала, которым реставрируется зуб, важно выбрать подходящий материал с точки зрения устойчивости к жевательным нагрузкам. Лабораторные исследования показателей устойчивости материала к стираемости позволяют сделать выводы, что все материалы, которые имеют твердость больше, чем у эмали, могут негативно воздействовать на собственные ткани зуба, вплоть до изменения в суставе или перелома зуба. Сегодня существуют материалы, которые обладают таким же индексом истираемости, как и золото, являющееся «золотым стандартом», что позволяет сохранить окклюзионный статус при традиционном восстановлении.

В заключение лектор отметил, что лишь на основе глубоких знаний материалов и техник можно сделать правильный выбор материала для каждого конкретного случая. Основные оптические свойства материалов, а также их поведение с механической точки зрения — это то, что важно изучать, знать и понимать.

Выбор цвета в реставрации и протезировании: игра света и тени

«В стоматологии множество известных мастеров — художников в эстетической реставрации: Сергей Радлинский (Украина), Лоренцо Ванини (Италия), Дидье Дичи (Швейцария), Ньютон Фахи (Бразилия)… Я не художник, а клиницист…», — такими словами начал свой практически направленный доклад президент Французского сообщества эстетической стоматологии, член Европейской академии эстетической стоматологии, член Объединенной Американской академии эстетической стоматологии Паскаль Зиман (Париж, Франция).

В прошлом у композитных систем не было возможности повторять натуральные ткани настолько, чтобы реставрации были невидимыми.

Эмаль является прозрачной структурой, слабо насыщенной красителями и менее опалесцирующей, а дентин опаковый и насыщенный. Что бы правильно воссоздать анатомические структуры зуба, необходимо знать их.

На стоматологическом рынке представлено множество реставрационных систем, отличающихся разными уровнями опалесценции материалов. Большинство из них поддерживает флуоресцирующий эффект, и каждая из них имеет свою шкалу для подбора цвета реставрации. И только зная правильный рецепт послойного воссоздания целостности зуба определенными слоями из композитной системы, можно получить прогнозируемый результат. Лектор пред ставил несколько клинических вариантов реставраций во фронтальном участке разными материалами, используя технику «примерки» материала на реставрируемых зубах.

Важно принимать во внимание несколько основных условий для успеха попадания в цвет реставрации во фронтальном участке. Необходимо замаскировать соединение композита и зуба путем выполнения специфического пере хода — плавного скоса на эмали. Немаловажным является условие, когда с небной поверхности или внутри зуба закладывается опаковый оттенок материала, имитирующий дентин, что позволяет блокировать прохождение света в центре зуба, отражая его изнутри. Чтобы учесть уровень прозрачности эмали и скопировать композитами натуральные ткани зуба, необходимо иметь информацию о свойствах используемого материала.

Колориметрические исследования при сравнении различных реставрационных систем показали, что достаточно иметь два три оттенка дентина, но при этом обязательно наличие не скольких вариантов оттенков эмали. Компании производители не всегда дают верную информацию о материалах. Например, есть материалы с дентинными оттенками, которые имеют прозрачность, подобную эмали зуба, как у материала Мирис. К наиболее соответствующим опаковости
натурального дентина материалам относятся дентинные оттенки Церам Икс Дуо (Дентсплай), Амарис (ВОКО) и другие. Производителям материалов следовало бы посоветовать договориться между собой и начать выпуск композитных сис тем со схожими характеристиками опаковости и прозрачности оттенков для воспроизведения дентина и эмали. При использовании систем с корректным показателем опаковости дентина нет надобности перекрытия его толстым слоем композита эмалевого оттенка, а в тех системах, где опаковости недостаточно, есть необходи мость компенсации этого с использованием больших объемов дентина.

Определение цвета эмали только при условии освещения с низкой интенсивностью света дает достаточно точную картину. Важно учитывать толщину слоев: использование большого количества эмалевого оттенка приводит к серости реставрации. Управление яркостью зуба — самый важный параметр, определяющий цвет. Структура поверхности искусственной эмали не должна быть слишком ровной, микротекстура должна быть натуральной для правильного восприятия цветовых характеристик.

Вторая часть доклада была посвящена теме выбора оттенков и передачи информации в зуботехническую лабораторию. На цвет зуба влияют физические факторы, такие как качество источника освещения или «феномен цветовой адаптации» — метамеризм — явление, при котором цвет двух объектов при одних условиях вы глядит одинаковым, а при смене условий — различным.

Основные характеристики, которые интересуют зубного техника, — это группа прозрачности, к которой принадлежит зуб, опалесценция, флуоресценция и поверхностная структура. Важно проводить эти замеры быстро, в короткий промежуток времени. Из вспомогательных инструментов используют классическую шкалу ВИТА, по ней цветовые шаблоны делятся на 4 категории: А (оранжевый), В (желтый), С (се рый), D (коричневый). По шкале 3D Мастер ВИТА можно определить более развернутые цветовые характеристики — тон, яркость, насыщенность. Шкала представлена в двух категориях: синем (определение оттенков пришеечной области и режущего края) и красном (определение оттенка дентина), шаблоны изготовлены из стоматологических керамических масс. Оттенки делятся по степени яркости и насыщенности и определяются цифрами. Для определения степени светлоты рекомендуется приглушить освещение помещения. Это облегчает визуализацию различия между светлым и темным. Цвет нужно определять быстро, по первому впечатлению. Глаза устают приблизительно через 5-7 секунд. Для снятия усталости необходимо некоторое время смотреть на нейтральный фон и только затем продолжить выбор цвета.

Видеодемонстрацией клинических случаев из собственной практики с пошаговым восстановлением различных дефектов во фронтальном участке Паскаль Зиман подтвердил важность точного определения цвета в реставрации.

Как мы понимаем цвет зубов и реставраций

Второй день семинара открыл Вольфганг Рау из Германии. Как специалист технических наук (Университет Карлсруэ, Германия), доктор технических на ук в области оптоэлектронной метрологии (Штутгартский университет, Германия), ди ректор бизнес подразделения «Стоматологическое оборудование» стоматологической фирмы ВИТА (Германия), он выступил с докладом о том, как эффективно и правильно определять цвет зубов.

Начиная с 1956 года, определение оттенков зубов при помощи специальных шкал считается традиционным, проверенным методом. Однако современная цифровая стоматология достигла высокого уровня и становится все более применяемой в повседневной практике стоматолога. Цифровая оценка оттенков обеспечивает значительную экономию времени и соответственно — денег. Но экономия не является основным преимуществом этого метода, точность определения оттенков — вот что важно.

При различных источниках света один и тот же цвет зуба может визуально определяться разными оттенками, что затрудняет подбор цвета и может привести к не корректной его интерпретации. Еще большую роль в определении цвета играет собственно тот, кто его определяет.

Цвет рассматривается с точки зрения ремиссии оттенков, цифровая характеристика оттенков основывается на трех независимых компонентах: L — светлота, C — интенсивность (хроматичность), H — цветовой тон. Они формируют трех мерную систему координат и могут быть рассчитаны по специальным формулам с записанного спектра, посредством визуальной чувствительности.

По яркости натуральные витальные зубы могут находиться в пределах 65 90%, тогда как 0% яркости имеет абсолютно черный объект, а за 100% принимается белый оттенок объекта. Насыщенность дает понятие об интенсивности оттенка, уменьшить интенсивность цвета можно путем добавления в него серого цвета. Уровень интенсивности естественных зубов варьирует в параметрах 5-30. Угол тона для естественных зубов составляет примерно 70° 90°. 

Лектор представил две основные системы для визуального определения цвета зубов, которые хорошо себя зарекомендовали на стоматологи ческом рынке. Это классическая шкала ВИТА А1 D4, которую разработали более 50 лет назад, и новая система 3D Мастер, в ней учитывается 5 уровней светлоты (L), и в каждом уровне свет лоты есть четкое распределение по тону (M) и по насыщенности (R). Не так давно на рынке поя вился инновационный альтернативный вариант цветовой шкалы ВИТА 3D Мастер — он более удобен, отличается линейным расположением цветовых шаблонов и охватывает все возможные типы оттенков зубов.

Наличие отличных систем для визуального определения оттенков не может решить проблему восприятия цвета, которое зачастую бывает обманным и во многом за висит от внешних факторов, таких как освещение, расстояние, фон. Оптмальные условия для визуального определения цвета — когда при освещении, приближенном к натуральному дневному, шкала находится на расстоянии около 30 см от глаз. Необходимо избегать яркого фона в помещении, цветной одежды у пациента. Определение цвета проводят в течение максимум 5 7 секунд.

Сегодня в стоматологии цифровое определение цвета имеет ряд преимуществ — оно быстрое, не зависит от внешних и технических погрешностей. Спектрофотометр ВИТА Изишейд позволяет однозначно и быстро определить цвет зуба и проверить его воспроизведение в реставрации. Бес проводной, мобильный и легкий прибор прост в обращении, в течение нескольких секунд он точно измеряет цвет. Его высокая точность измерения в цветовых системах ВИТА 3D Мастер и классической шкале ВИТА А1 D4 базируется на спектрофотометрическом методе измерения. Трансформировать спектроремиссию в оттенок зуба означает корректно интерпретировать полученные на экране спектрофотометра показатели и перевести их в цветовой оттенок. Основа безупречных результатов заключается в аргументации и анализе информации, полученной цифровым методом, подытожил Вольфганг Рау.

Факторы многоцветности зубов и реставраций

Владимир Грисимов (Россия) — доктор медицинских наук, заведующий лабораторией оптических технологий Научно практического центра стоматологии при Санкт Петербургском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова, второй раз посетил Полтаву с целью поведать об оптических эффектах тканей зуба и реставраций. Лектор предложил философско-физическое определение понятия о цвете как ощущении, которое формируется в головном мозге. Как объективной реальности, цвета не существует! Объективной реальностью является свет, исходящий от объекта.

От качества поверхности, глянцевая она или матовая, будет за
висеть яркость цвета объекта. Матовые объекты имеют больший показатель светлоты, но меньшую цветонасыщенность, а вот глянцевые объекты будут иметь светлоту меньшей степени, но в этом случае показатель цветонасыщенности будет больше.

Факторами цвета любой полупрозрачной среды являются поглощающие и рассеивающие свойства, а также ее толщина. Эмаль и дентин зуба представляют собой полупрозрачные оптические среды. Такими же средами являются современные реставрационные материалы, и цвет композита зависит от его толщины и цвета подложки под ним. Можно сделать вывод, что толщина материала и характер подложки определяют не только светлоту образца, но и спектральный состав цвета.

Поскольку зубы имеют различную форму (макрорельеф, кривизна поверхностей), то в формировании цвета, кроме рассеяния и поглощения света твердыми тканями, могут участвовать его преломление и френелевское отражение на поверхности эмали. Отражение части света, падающего на плоскую границу раздела двух одно родных сред с разны ми показателями преломления, является френелевским отражением. Еще одним оптическим эффектом зуба является эффект гало — свечение прозрачной части режущего края зуба в отраженном свете и затемнение его в проходящем свете.

И завершил свое выступление Владимир Грисимов демонстрацией клинического приме ра, иллюстрирующего, как прямой реставрацией можно смоделировать запланированный цвет (многоцветность), а также оптические эффекты опалесценции и гало.

Взаимосвязь цвета и формы зубов до и после реставрации

В продолжение темы семинара своим видением взаимосвязи цвета и формы зубов до и пос ле реставрации поделилась Лилия Аюпова (Россия) — зубной тех ник, врач стоматолог клиники «Стоматология 31», соавтор Ларисы Ломиашвили по книге «Художественное моделирование и реставрация зубов».

Сегодня естественное желание людей стать красивее заставляет их предъявлять повышенные эстетические требования к стоматологическому лечению. Красоту улыбки формируют форма зубов, их размеры, рельеф, положение в дуге, пропорциональность и расположение относительно губ. Знания основных анатомических ориентиров и алгоритма цветового построения помогают в восстановлении функциональной целостности утраченных структур зубов. Клык предлагается рассматривать как гомологичный одонтомер, ориентируясь на строение которого, можно смоделировать любой зуб.

Необходимо учитывать, что цвет и форма зубов находятся во взаимосвязи друг с другом в процессе реставрации для полноценного функционального и эстетического восстановления. Если правильно смоделировать форму зуба, она не будет нуждаться в кардинальной коррекции при финишной обработке, следовательно, все проложенные слои композита не будут менять своей толщины и финишная обработка не повлияет на цвет реставрируемого зуба.

Многочисленные клинические приме
ры послойного восстановления фронтальной группы зубов с силиконовым ключом и без него проиллюстрировали важность воссоздания не только поверхностной формы, но и внутренних структур, которые будут повторять естественные структуры зуба. Качество реставрации оценивается с точки зрения безопасности лечения для пациента, клинической и экономической эффективности, своевременности вмешательства, участия и заинтересованности пациента. Мотивировать пациента к тщательному уходу за реставрированными зубами важно, так как налет может изменять их цвет, поэтому нужно много внимания уделять полировке и гигиене.

Структура и цвет реставраций — новое в биомиметике

Завершил лекционную программу осенне го семинара Сергей Радлинский (Украина) — доцент кафедры после дипломного образования Украинской медицинской стоматологической академии, президент Украинской академии эстетической стоматологии, аффилированный член Европейской академии эстети ческой стоматологии и вице президент Укра инской ассоциации
частных стоматологов, член Между народного колледжа стоматологов, известный многим коллегам как автор биомиметической концепции, которая вот уже 16 лет определяет наше видение темы цвета зубов и реставраций.

Эта концепция впервые была объявлена на конгрессе «Квинтэссенции» в Москве в 1995 году и опубликована в 1996 году как способ достижения цвета реставрации путем сложения в топографии зуба оттенков композита, имитирующих оптические свойства утраченных зубных тканей. Для достижения природности цвета реставрированных зубов нужно учитывать топографию и состояние зубных тканей. Известно, что возрастные параметры влияют на топографическое положение полости зуба, от этого зависит яркость самого зуба, так как ткани пре дентина имеют ярко белый цвет и высокую опаковость.

На фоне новых веяний, когда все хотят быть, как на обложке журнала, введенный Сергеем Радлинским термин «журнальные зубы» как никогда актуален. Здравомыслящий стоматолог должен понимать, что цвет и форма «модных» зубов не являются нормальными в природной их интерпретации.

Интересно было узнать, как идею послойной имитации внешнего вида применял великий скульптор Огюст Роден, когда в творческих по исках образа Бальзака многократно ваял скульптуру поэта в различных ипостасях, начиная от обнаженного вида, затем постепенно «одевая» его, пока не добивался внешнего сходства.

В эстетической реставрации представлено несколько видов цветовых послойных техник реставрации зубов:

  • базовая 2 слойная конструкция (тело + прозрачный);
  • классическая 3 слойная конструкция (дентин + эмаль + прозрачный);
  • новая 3 слойная конструкция (опак + те ло + эмаль);
  • новейшая 3 слойная конс трукция (ден тин + эмаль, модификатор между ними);
  • биомиметический метод восстановления, который заключается в 4 слойной реставрации зуба в точных топографических границах тканей зуба (светлый оттенок предентина высокой опаковости + опаковый оттенок дентина + оттенок тела основной эмали + прозрачный оттенок поверхностной эмали).

Изучение шлифов зубов, которые предоставил Владимир Грисимов, привело Сергея Радлинского к идее нахождения в строении зуба структур, названных восходящими колоннами предентина, которые от полости зуба уходят по направлению к мамелонам, не доходя до эмалево дентинного соединения. Знания основных оптических свойств тканей зуба как полупрозрачной среды, к которым относятся эффект гало, эффект опалесценции, помогают контролировать прозрачность и цвет реставрации.

Подробно были рассмотрены несколько по казательных клинических случаев, демонстрирующих то, как композиты меняют свой цвет с годами вследствие проявления дефектов структуры — помутнения композитов, потери блеска, краевого окрашивания, воздушных пор и пузырьков. При чин появления пузырьков в композите несколько: состояние материала, не корректные манипуляции при внесении композита, а также стираемость поверхности реставрации. Диагностировать наличие пузырьков в толще композита до полимеризации можно с помощью трансиллюмина тора — специального стоматологического фонарика, излучающего белый свет, который не содержит синего спектра.

Опираясь на свой многолетний клинический опыт, Сергей Радлинский резюмировал, что оп тические свойства зубных тканей меняются при патологии (кариес, флюороз, тетрациклиновый синдром, стертые, отбеленные, девитальные зубы) и нормализация цвета реставрируемых зубов требует устранения прежде всего перво причины.

Заключение

Осенний семинар «ДентАрт» удался! Прозвучавшие за два лекционных дня доклады полностью раскрыли тему цвета зубов и реставраций с разнообразных сторон. Представляя новейшие подходы к комплексной реставрации зубной системы с акцентом на эстетику, преследуя цели сделать реставрацию незаметной для окружающих, блестящий международный лекторский состав продемонстрировал широкое разнообразие стилей в клиническом направлении, а также поведал аудитории секреты оптических свойств тканей зуба. Доклады дополняли друг друга и смогли убедить аудиторию в том, что не видимая реставрация — это мечта, ставшая реальностью! Успехов всем в профессиональных достижениях! До новых встреч на семинарах «ДентАрт»!

Ольга ПОНОМАРЕНКО,
стоматологическая клиника студия «Аполлония»
(Полтава, Украина)
Фото Юрия Дяченко, Тамары Мироненко

Поделиться с друзьями: