Биомиметическое направление в реставрации зубов

Маэстро художественной реставрации

Радлинский Сергей Владимирович

Первый Учитель

Академия— моя работа,
Аполлония— мое увлечение,
ДентАрт— моя любовь.

Мы встретились с Сергеем Радлинским после традиционного учебного семинара Дентарт, который проводится в мае в течение последних десяти лет. Как всегда — полный зал, прекрасные лекторы, интересная программа и сотни учеников Радлинского, которые приехали с разных уголков к своему Учителю.

- Сергей Владимирович, Ваши ученики живут и прекрасно работают практически по всему миру. Почему Вы — в Полтаве?

- Отношу себя к людям выраженного творческого типа, а для того чтобы творить, нужны особые условия. Я чувствую, что здесь, в Полтаве, у меня что-то получается. И какие бы небыли заманчивые предложения, я счастлив, жить и работать в Украине.

Моя работа — это Украинская медицинская стоматологическая академия, кафедра последипломного образования.

Мое увлечение — это стоматологическая клиника-студия Аполлония. Увлечению отдают все свободное время, и в Аполлонии мы работаем с утра до поздней ночи, до «последнего пациента». Аполлония — это особое имя. Оно не только облегчает зубную боль страждущим, но и нам помогает спасать от зубной боли. С легкой руки Пьера Фошара, основателя современной стоматологии, почти триста лет назад Аполлония стала покровительствовать и стоматологам. Наша клиника является также учебным центром, и поэтому, выбирая легко запоминающееся имя для названия клиники, мы надеялись, что оно поможет и тем, кто приходит лечиться, и тем, кто приходит учиться.

Моя любовь — это журнал ДентАрт. И как всякая любовь — она ревностно следит за потраченным на нее временем и, конечно же, требует материальной поддержки.

- Как пришла идея создать журнал о науке и искусстве в стоматологии?

- В начале 90-х годов, выступая в Чернигове с ознакомительной лекцией о композитах, я увидел, что для врачей это было открытием целого мира новых возможностей. Это было так захватывающе, и я почувствовал себя в роли первого учителя, выполняющего определенную миссию.

И тогда мы в течение 3 лет объездили большую часть Украины, выступая в больших и малых городах, находя новых и новых людей, которые восприняли эти новые идеи. Читая лекции, я увидел, что все, что мы хотим сказать, невозможно донести одними семинарами, что необходимо встречаться чаще, и таким местом встречи стал профессиональный журнал. Я нашел поддержку у своих учителей, профессора Лии Петровны Григорьевой, ректора академии, профессора Николая Сергеевича Скрипникова. Учредителем журнала стала и фирма Дентсплай, в лице надежного, проверенного временем партнера Яна Ватта. Собрали коллектив редакции, воспользовались советами профессора Валерия Константиновича Леонтьева...

Вот таки появился ДентАрт — журнал, который в основе ориентирован на синтез науки и искусства в стоматологии, а символом журнала стала «зубастая» виолончель.

- За любыми проектами, какими бы большими они ни были, стоит энергия одного человека. С Вашим именем связаны Комподент и Призма-чемпионат, журнал ДентАрт и клиника Аполлония, и, конечно же, сам Сергей Радлинский. Откуда эта творческая энергия?

- Я не согласен с трактовкой, что за проектами стоит энергия одного человека. Человек может дать идею. Идея всегда является авторской, другое дело, что она должна, по классику, овладеть массами и стать материальной.

В стоматологии, да и не только в стоматологии, большое дело всегда является командной работой. И только энергия команды может реализовать великое дело. Творческая энергия не бывает односторонней... Часто бывает, что садишься к компьютеру и... не пишется! Тогда я говорю, что должен куда-то поехать и выступить с лекцией. Когда я выступаю, слушатели говорят, что энергией заряжаются они. Но этот процесс всегда обратный. Я верю в то, что если ничего не отдаешь другим, то ничего не получаешь и для себя. Самое главное, когда ты видишь заинтересованные взгляды слушателей, тогда и появляются новые силы.

- С приходом новых материалов и технологий в советской стоматологии произошла революция 90-х годов. Как Вы считаете, будет ли что-либо масштабное, либо мы находимся на этапе усовершенствования технологий и работы с материалами?

- Я бы не сказал, что в начале 90-х была революция технологий и материалов. Это был широкий прорыв в нашу стоматологию уже известных технологий и материалов. Они стали доступны всем стоматологам, которые ищут новое в своей профессии. Сточки зрения технологий революция прошла в середине 90-х годов, но не только у нас, а во всем мире. И это связано с переходом на многоцелевые адгезивные системы, которыми сейчас работают в прямых и непрямых методах реставрации.

- Многие Ваши ученики сверяют с Вами свои шаги и хотели бы знать, как Вы видите будущее стоматологии?

- Я не пытаюсь загадывать будущее. Я счастлив тем, что-то, о чем мы говорили 10 лет назад, сбывается. Первую биомиметическую модель зуба я пытался продвигать в начале 80-х годов. Это было до смешного примитивно, но после реставрации линия перелома в постоянных зубах у детей не была видна, потому что внутри эвикроловой реставрации находился имитатор дентина... - фосфатцемент в виде тонкой пластинки.

Адгезивная реставрация укрепляет зуб, а не опирается на оставшиеся зубные ткани — этот тезис был основным в нашей работе и 20 лет назад.

Стоматологи всего мира все больше говорят о том, что стоит подумать, а необходимо ли вмешиваться в пораженный зуб. Минимальное препарирование, максимальная инфильтрация, удалять зубные ткани необязательно, даже если они поражены кариесом.

Благодаря развитию адгезивной техники сделан серьезный шаг вперед — теперь можно оставлять эмаль, не подкрепленную дентином. Сейчас это стандартный метод реставрации, но мы говорили об этом уже в начале 90-х в виде техники резекции дентина.

Чем больше в своих знаниях мы углубляемся в строение и функционирование организма человека, тем больше нам открывается новых возможностей. В будущем умрут все стоматологические технологии, связанные с серьезным вмешательством в организм человека. Зубы будут сохраняться благодаря изменению привычек общества и реальному распространению профилактики кариеса и заболеваний пародонта.

Можно легко спрогнозировать, что первой исчезнет имплантация, которая будет необходима только в редких случаях. Уже сейчас многие люди доживают до глубокой старости, не теряя ни одного зуба. Растет процент пожилых людей, имеющих только витальные зубы, а это значит, что следующей из практической стоматологии уйдет эндодонтия.

Адгезивная техника позволяет даже в сложных случаях, так восстановить зубы, что нет необходимости убирать здоровые ткани и покрывать их коронками. Значит, умрет и металлокерамика.

Отпадет необходимость в обширных реставрациях. Реставрация будет необходима только для коррекции изъянов природы, борьбы со сгораемостью зубов и герметизации фиссур. В будущем останется востребованной только та стоматологическая работа, которая направлена на сохранение и поддержание здоровья человека.

- Между реставраторами и ортопедами было и существует до сих пор противостояние. Ваше мнение по этому вопросу?

- Очень интересный вопрос, о котором можно говорить очень много. Это противостояние создано искусственно нашей системой подготовки стоматолога. Ведь стоматолог должен видеть всю полость рта, весь организм, мыслить всеми методами и выбрать наиболее оптимальный метод лечения для конкретного человека. У нас же один стоматолог думает, как терапевт, другой — как ортопед, третий — как хирург. И даже получает соответствующую лицензию. Вот этого быть не должно. Каждый должен думать как СТОМАТОЛОГ. Поэтому и противостояние может быть только внутри каждого стоматолога. Естественно, у каждого врача какая-то определенная работа получается лучше, чем другая. Но врач должен всегда оставаться врачом и выбирать то, что лучше для пациента.

- Как Вы считаете, классный врач — это талант от Бога или кропотливый ежедневный труд?

- Врач — это способ жизни, суть существования. Нельзя быть врачом на работе, а после работы им не быть. Принимая на себя врачебный сан, врач должен воспринимать его, как сан духовный. Думаю, что что-то должно быть заложено родителями, Творцом, без призвания, таланта врачом быть невозможно.
Но любой талант без кропотливого труда рано или поздно зачахнет.

- Вы разрываетесь между тремя ипостасями — врач, исследователь и организатор. В чем Вы себя находите больше?

- Конечно, прежде всего, считаю себя врачом и много времени провожу непосредственно у кресла. В этом пример для меня — профессор Евгений Власович Боровский.

- Когда выйдет монография?

- Моя мечта — создать и издать такую книгу, которой достойны наши стоматологи. Но осуществление большой мечты требует тщательной и продуманной подготовки.

- Ваши творческие планы?

- Жизнь настолько интересна, что никогда не знаешь, чем будешь заниматься даже через год. Я знаю только то, в каком направлении мы движемся. Мое направление — это метод прямой реставрации и все мои планы, надежды и мечты связаны именно с ней.

- Биомиметическое направление в реставрации зубов Сергей Радлинский, Кафедра последипломного образования Украинской медицинской стоматологической академии, Стоматологическая клиника-студия «Аполлония» (г.Полтава, Украина)

Стоматологи, или выполнявшие их работу, всегда стремились достичь совершенства в восстановлении естественного внешнего вида зубов. Успех сопутствовал нам даже в реставрации силикатными цементами, и как мы радовались точному совпадению реставрации с естественной основой. Правда, вероятность такого успеха была небольшой. Гарантированное получение в реставрации зубов идеального эстетического результата стало возможным и приоритетным с появлением современных реставрационных материалов и улучшением качества жизни наших пациентов.

Практически все фирмы-производители реставрационных материалов предлагали и предлагают стоматологам повторить сложный внешний вид коронки естественного зуба путем наслоения на определенную основу эмалевых оттенков шейки, тела и края коронки с последующим покрытием прозрачным слоем (принцип белого листа). Но естественный зуб устроен совершенно по-другому...

Биомиметическое направление в реставрации зубов заключается в достижении эстетического результата путем имитации отдельных зубных тканей соответствующими оттенками реставрационного материала в топографии восстанавливаемого зуба. Нами предложены понятия внешнего вида естественных зубов и реставраций, управления прозрачностью реставрационных конструкций, реконструкции и трансформации зубов, бесштифтовой реставрации зубов на корне, реставрации витальных и девитальных зубов методом резекции дентина, разработаны реставрационные конструкции передних и боковых зубов.

ВНЕШНИЙ ВИД ЗУБОВ И РЕСТАВРАЦИЙ

Чудное творение природы - естественный зуб и его видимая часть, которую мы называем коронкой, - представляет собой полупрозрачное тело, состоящее из отдельных зубных тканей, различающихся по оттенку и оптической плотности. Сочетание оптически разных зубных тканей позволяет наблюдателю видеть многообразие оттенков и цветовых переходов разных участков и разных зубов. Именно топографическое сочетание полупрозрачной эмали и малопрозрачного желтоватого дентина, прозрачной поверхностной эмали и яркого непрозрачного парапульпарного дентина образует цветовые переходы коронки по вертикали (шейка-центр-режущий край) и по горизонтали (край-центр-край). Топография оптически разных зубных тканей обуславливает разный вид анатомически разных зубов: клыки всегда желтее резцов, т.к. при той же толщине светлой полупрозрачной эмали имеют большую массу темного малопрозрачного дентина. По этой же причине моляры всегда темнее и желтее резцов.

Мы отказались от понятия «цвета» зубов и реставрации, применяющегося сейчас для идентификации зубов, заменив его понятием внешнего вида зубов и реставраций.

Базовым понятием в эстетической стоматологии является цвет зубов, и вершиной его стало определение цвета в 12 часов дня при естественном освещении. Но хорошо известно, что спектральная характеристика естественного света зависит не только от времени суток, но и от окружающей обстановки, погодных условий, времени года и т.д. Большое значение имеет также ориентация человека, чьи зубы рассматривают, по отношению к источнику света и позиции наблюдателя (отраженный или проходящий свет). Трудно даже представить себе условия освещения, в которых наши пациенты будут демонстрировать улыбку с реставрированными зубами.

Задача реставратора состоит в том, чтобы реставрация не отличалась от основы естественного зуба при любых условиях освещения, чтобы внешний вид интактного и реставрированного зубов менялся одинаково с изменением освещения. Обратите внимание, что такие оптические свойства зубных тканей и коронок зубов, как цвет и прозрачность, не меняются, но при разном освещении они выглядят всегда разными.

Исходя из того, что коронка зуба является сложной оптической структурой, состоящей из зубных тканей с разными оптическими свойствами, мы предложили использовать вместо понятия «цвета зубов» понятие «внешнего вида зубов»6,8.

Внешний вид коронки зуба - это сумма оттенков и прозрачности всех зубных тканей в условиях конкретного освещения. Соответственно, внешний вид реставрации является суммой оттенков и прозрачности всех порций ре¬ставрационного материала, из которых составлена реставрационная конструкция.

БИОМИМЕТИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

Биомиметическое направление в реставрации зубов сформировалось в результате поиска эстетической модели с использованием современных реставрационных материалов и адгезивных систем. Суть биомиметического направления состоит в стремлении получить естественный внешний вид коронки зуба путем воспроизведения топографической структуры коронки оттенками реставрационного материала, имитирующими отдельные зубные ткани. В качестве основы была использована реставрационная система Дентсплай (композиты Спектрум и Призма ТиПи-Эйч, Эстет-Икс, антистрессовая адгезивная система Прайм энд Бонд ЭнТи). Благодаря набору оттенков разной опаковости, с помощью этой системы технически можно повторить оптические свойства таких естественных зубных тканей, как парапульпарный дентин, основной дентин, основная эмаль и поверхностная эмаль2.

Анализ внешнего вида зубов с биомиметической позиции позволил отказаться от традиционного подхода в выборе оттенков реставрационного материала: для вестибулярной поверхности коронок (разные эмалевые оттенки для шейки, тела и края коронки по шкале ВИТА), для анатомически разных зубов (светлые оттенки для передних зубов, темные оттенки для боковых зубов), для зубов разной прозрачности (группы А, В, С по шкале ВИТА) 6. Оказалось, что в реставрационной конструкции для имитации всех переходов оттенков коронки естественного зуба по вертикали (шейка - тело - край) и по горизонтали (проксимальный край - центр коронки - проксимальный край) достаточно использовать только три оттенка разной прозрачности (дентин, эмаль и поверхностная эмаль), сложенные в топографии коронки реставрируемого зуба2.

Для реставрации девитальных зубов и построения коронки на корне для имитации полости зуба, окруженной парапульпарным дентином, мы применили новый элемент, который назвали светлым реставрационным центром27. Мы включаем этот элемент также и в реставрационную конструкцию витальных зубов при глубоком кариесе для восстановления обычных топографических контуров парапульпарного дентина. Коронка естественного зуба, по нашему представлению, напоминает по своей структуре светильник с лампочкой (парапульпарный дентин) под тремя абажурами (основной дентин, основная эмаль и поверхностная эмаль) 13. Мы видим третий, самый верхний абажур, но на его внешний вид влияют цвет и прозрачность двух предыдущих абажуров, а самое главное - яркость лампочки.

БИОМИМЕТИЧЕСКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИКИ

Термин «биомиметический» предполагает «имитацию природы», т.е. воспроизводство в какой-то степени того или иного естественного явления в какой-либо биологической ситуации. В стоматологии биомиметика обозначает, прежде всего, биосовместимость стеклоиономерных цементов, ионообменные процессы в которых напоминают минеральный обмен в зубных тканях1.

Особенное значение в биомиметическом понимании реставрации зубов имеет фактор прозрачности естественных зубов и реставрационных конструкций. От прозрачности отдельных элементов реставрационной конструкции и реставрации в целом зависит меняющийся внешний вид реставрируемого зуба в разных условиях освещения. При правильной имитации суммарной прозрачности коронки, реставрированные зубы не будут отличаться от коронок интактных зубов при любых условиях освещения6,13.

Для контроля над прозрачностью реставрационных конструкций нами предложены признаки разделения зубов на три группы по прозрачности, соответствующие три варианта реставрационной конструкции для создания реставрации заданной прозрачности и клинические тесты для проверки прозрачности коронок реставрируемых зубов в условиях стоматологического кабинета. В ходе реставрации клинический контроль над прозрачностью мы осуществляем путем просвечивания коронки полимеризационной лампой. 6

С целью построения реставрации, которая является примерной копией топографической структуры зуба, нами разработана техника построения реставрационных конструкций I-VI классов по Блэку. Так как зубные ткани имеют одинаковые оптические свойства, а внешний вид коронок передних и боковых зубов отличается только вследствие разной топографии зубных тканей, мы применяем для реставрации всех зубов одни и те же оттенки, но в разной топографии, достигая тем самым разного внешнего вида.

На основе биомиметического подхода можно изменить ориентацию коронки зуба в пространстве с сохранением естественного внешнего вида, меняя топографические контуры отдельных зубных тканей (боковой, вестибулярный, оральный наклоны, поворот по оси, укорочение/ удлинение). Эту оперативную технику мы назвали реконструкцией зубов4.

Если требуется изменить величину коронок зубов (увеличить коронки при закрытии диастемы/тремы или уменьшить при скученности зубов), мы применяем оригинальный метод расчета и контроля размеров передних зубов в зависимости от длины зубной дуги. Изменение величины коронок мы проводим путем изменения объема отдельных зубных тканей и назвали эту технику реконструкцией зубных рядов5.

Биомиметическим методом можно изменить анатомическую форму коронок зубов, например, превратив клык в боковой резец и первый премоляр в клык при первичной адентии боковых резцов. Такая техника нами названа трансформацией зубов. 9

Техника реконструкции и трансформации зубов, реконструкции зубных рядов используется нами как альтернатива и дополнение к непрямой реставрации и ортодонтическому лечению.

На основе развития адгезивных систем (антистрессовая комбинация эластомеров, технология нанонаполнения) и в соответствии с биомиметическим подходом к реставрации мы отказались от применения внутрикорневых и парапульпарных штифтов при значительной потере зубных тканей, заменив их корневой вкладкой из композита, имитирующего парапульпарный дентин3. Это улучшило эстетический результат и уменьшило риск вертикального раскола корня. Удаляя оперативным путем участки окрашенного дентина, можно также восстановить естественный внешний вид коронок зубов, измененных в цвете: девитальных зубов, которые изменили внешний вид после травмы или некорректного эндодонтического лечения, и витальных зубов с тетрациклиноподобным синдромом7.

На основе биомиметического подхода прямым методом можно выполнить и мостовидную конструкцию, возмещающую отсутствие одного зуба, однако такую конструкцию нельзя назвать биомиметической, так как в природе ничего подобного не существует. Мостовидные конструкции придуманы человеком!

Реставрация передних зубов

До реставрации

Множественные реставрации с нависающими краями, краевым окрашиванием и сколом на зубе 11, стираемость передних зубов в области шеек и режущих краев требуют от стоматолога комплексного подхода, и поэтому реставрация выполняется в одно посещение.

После препарирования

Адгезивная техника позволяет удалять только пораженные зубные ткани: размягченный дентин и деминерализованную эмаль. При скашивании краев эмали финишными борами удаляется также эмаль, в которой находятся множественные трещины.

Этап реставрации

Оттенками композита разной опаковости выполнены реставрационные конструкции зубов 13-23 с повторением топографии естественных зубных тканей. Построенные проксимальные поверхности образуют точечные контакты между зубами контролируемой плотности.

Вид через три недели

Ансамбль передних зубов выглядит единой композицией, а граница между реставрациями и эмалевой поверхностью не различима. Состояние десенного края и ощущение комфорта демонстрируют хорошую биологическую совместимость реставраций.

Реставрация бокового зуба

До реставрации

Реставрированный зуб 46 имеет неудовлетворительный внешний вид из-за просвечивания дентина, окрашенного в результате эндодонтического лечения резорцином. Перепломбировка каналов предоставляет возможность изменить ситуацию к лучшему.


Этап реставрации

При препарировании проведена резекция окрашенного дентина под эмалью на вестибулярной поверхности. Оральная стенка состоит из слоев дентина и эмали, и по ориентирам соседних зубов «вписана» в зубной ряд. Дно полости зуба проклеено композитом.

Этап реставрации

Из опакового, эмалевого и прозрачного оттенков восстановлены слои дентина, эмали и поверхностной эмали вестибулярной стенки зуба 46. Теперь можно снять зажим раббердама и с помощью контурных матриц и расклинивания построить контактные поверхности.

Вид через два дня

Жевательная поверхность смоделирована из пяти бугорков, каждый из которых имеет две плоскости. На контактных поверхностях выражены краевые валики и триангулярные ямки. Окрашивание вестибулярной поверхности зуба осталось только в пришеечной зоне.

Реконструкция зубов

До реконструкции

Скученность передних зубов на верхней челюсти при отказе от ортодонтического лечения может быть устранена реконструкцией зубов в адгезивной технике. До реконструкции проводится тщательный анализ исходной и конечной топографии зубных тканей.



После препарирования

Дефицит пространства в зубной дуге по расчету зубного ряда распределен на все резцы с учетом золотой пропорции. При препарировании учтен принцип биомиметики, согласно которому дентин всегда должен быть покрыт эмалью, естественной или искусственной.

Этап реконструкции

Коронка зуба 11 построена послойно так, что естественные и искусственные зубные ткани вместе образовали новую топографическую структуру, соответствующую правильному положению коронки в зубном ряду. Восстановлена и длина центральных резцов.


Вид через две недели

Внешний вид коронок центральных резцов, цветовые переходы по вертикали и горизонтали, режущие края с темной полосой и светлой каемкой соответствуют подобным эффектам естественных зубов. Десенный край соответствует обычному внешнему виду.


Трансформация зубов

До трансформации

В исходной ситуации клыки были расположены на равном расстоянии между резцами и премолярами. В период подготовки клыки перемещены на место боковых резцов, а первые премоляры на место клыков. Свободное пространство сосредоточено между премолярами.

После препарирования

Мостовидными конструкциями восстановлены искусственные первые премоляры, а сами они трансформированы в клыки с удалением небных бугорков. У естественных клыков удалена эмаль, а также часть дентина до топографических контуров дентина боковых резцов.

Этап трансформации

В процессе трансформации зуба 13 в зуб 12 восстановлен искусственный дентин (с учетом удлинения коронки), слои основной и поверхностной эмали по оральной поверхности. На этом этапе устанавливается длина коронки и положение ее в зубном ряду.

Вид через месяц

Внешний вид боковых резцов соответствует естественному и уже трудно представить, что еще совсем недавно они были клыками с характерной желтизной и формой. О прошлой анатомической форме напоминает только слегка утолщенная шейка трансформированных зубов.

Реставрация витальных зубов, измененных в цвете

До реставрации

Тетрациклиновые зубы покрыты прямыми композитными ламинатами толщиной до 1 мм, которые, тем не менее, не могут полностью скрыть интенсивное окрашивание дентина. Утолщение коронок сопровождает отечный десенный край и сколы по режущему краю.

После удаления ламинатов

Вестибулярная поверхность центральных резцов окрашена на 4/5, окрашивание отсутствует по режущему краю (нет дентина) и по шейке зуба (дентин формировался позже лечения тетрациклином). При этом прозрачность и цвет эмали остаются обычными.

Этап реставрации

В зубе 21 после проведенной витальной резекции окрашенного дентина выполнено выравнивание фона темным опаковым оттенком. Далее следует реставрация дентина, основной и поверхностной эмали обычными оттенками композита соответствующей опаковости.

Вид через день

Внешний вид зубов соответствует обычному, что особенно подчеркивают окрашенные нижние резцы. Внутри реставрационных конструкций нет непрозрачных маскирующих слоев, поэтому реставрированные зубы будут меняться во внешнем виде одинаково с другими интактными зубами.

Реставрация зубов без штифтов

До реставрации

Обширные реставрации со значительным утолщением коронок и нависающим краем толщиной до 1 мм явно биологически несовместимы, что и подчеркивает состояние десенного края. В депульпированных зубах 12 и 11 требуется перепломбировка корневого канала.

Этап реставрации

Корневой канал зуба 11 запломбирован термафилом и силером, в корне сформирована полость глубиной 8 мм под вкладку из композита. Изоляция рабочего поля раббердамом дополнительно укреплена зажимом-бабочкой с обнажением края зоны препарирования.

Этап реставрации

После выполнения корневой вкладки создан реставрационный центр, а также дентин, эмаль и поверхностная эмаль по оральной стенке. На этом этапе наглядно виден биомиметический подход к реставрации путем повторения топографии естественных зубных тканей.

Вид через пять дней

Состояние десенного края свидетельствует о биологической совместимости реставраций и начавшемся процессе выздоровления. Шейки витального и девитального центральных резцов не отличаются друг от друга благодаря одинаковой топографии зубных тканей.

ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

У биомиметического направления в реставрации зубов, как у любого другого способа реставрации, есть свои преимущества, проблемы и определенные перспективы.

Преимущества

Гарантированное достижение запланированного внешнего вида реставрации приводит к значительному сокращению случаев коррекции реставрации, что снижает риск возникновения конфликтных ситуаций, затратную часть по выполнению гарантийных обязательств, и это создает лучшие условия для экономики кабинета. Для получения запланированного внешнего вида реставрации путем построения конструкции «на контрасте оттенков» требуется меньшее количество оттенков реставрационного материала. Меньшее количество оттенков приводит к более быстрому расходу каждого оттенка, и, таким образом, в производстве всегда будут более «свежие» материалы. Это значит, что будет лучшим и качество реставраций, и их долговечность. Нет необходимости иметь на складе большой товарный запас, состоящий из неходовых оттенков, что также создает лучшие условия для экономики стоматологического кабинета.

Проблемы

Главная проблема художественной реставрации состоит в ее элитарности. Ручная, авторская работа, несмотря на эстетические достижения, необходима, в конце концов, очень ограниченному числу пациентов. К примеру, только часть людей хотели бы видеть в своем доме оригинальную живопись, а большинство довольствуется работами знаменитых художников в репродукции. Подобно этому, только часть пациентов смогут оценить нюансы внешнего вида реставрированных зубов и усилия стоматолога-реставратора, а большинству необходимы просто реставрации по принципу «лучше, чем было».

Реставрационные материалы, которые разработаны для пломбирования небольших полостей, не предусматривают возможностей для имитации отклонений внешнего вида реставрируемых зубов при значительной потере зубных тканей (опалесценция по режущему краю при стираемости зубов, просвечивающие пятна по эмалево-дентинному соединению, прокрашенные трещины в эмали). Возможность имитации отклонений внешнего вида зубов обычно предусматривается только в материалах для непрямой реставрации, предназначенных для реставрации коронок и отсутствующих зубов (керамика, металлокерамика и лабораторные композиты).

Сомнения вызывает долговечность прямой реставрации, особенно по отношению к потраченным усилиям и средствам. Любая реставрация представляет ценность для стоматологического здоровья только до тех пор, пока вместе с основой образует единый герметичный комплекс, компенсирующий потерю основных функций зуба. Наличие признаков разгерметизации (краевое расслоение, окрашивание краев реставрации, краевая деминерализация зубных тканей, раздражение пульпы зуба) или биологической несовместимости реставрации (нависание краев, отсутствие проксимальных и окклюзионных контактов, гингивит) требует коррекции или замены реставрации. Проблема состоит также в том, что малейшие отступления от инструкции производителя, нарушение основных принципов реставрации (изоляция рабочего поля, направленная полимеризация, техника влажной адгезии) приводят к значительному сокращению срока службы реставрации.

Следует отметить, что в настоящее время средний срок службы прямой реставрации сравнялся с таковым непрямых реставраций (керамические, золотые вкладки и металлокерамические коронки) и составляет примерно 10 лет.

Серьезной проблемой является и стоимость прямой реставрации зубов. Мы уже поняли, что главную долю в стоимости реставрации составляет не стоимость реставрационных материалов, а рабочее время стоматологической клиники1. Можно долго-долго выводить на жевательной поверхности рисунок фиссур, но... сколько это будет стоить, и кто за это сможет заплатить? В настоящее время для восстановления моляра дешевле изготовить металлокерамическую коронку, чем выполнить прямую реставрацию.

Перспективы

Перспективы развития художественной реставрации зубов в биомиметическом направлении полностью связаны с развитием техники прямой реставрации и должны быть направлены на совершенствование реставрационных материалов, адгезивов и реставрационных технологий для улучшения возможностей имитации свойств естественных зубных тканей и сокращения рабочего времени стоматолога.

Рабочее время, необходимое для выполнения прямой реставрации, зависит от технологической сложности современных реставрационных материалов. Хотя большинство фирм-производителей и развивают свои материалы в направлении упрощения технологии при сохранении или улучшении основных свойств, есть такие этапы, как пластическая обработка, моделирование, контурирование, формирование текстуры поверхности реставрации, продолжительность которых полностью зависит от художественных способностей стоматолога, и ни одна фирма не сможет ее сократить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биомиметический подход к созданию реставраций позволяет получать гарантированный эстетический результат при унификации конструктивных решений и сокращении количества используемых оттенков реставрационного материала, а также на основе развития материалов и технологий значительно расширяет область применения метода прямой реставрации.

Мы, стоматологи, должны готовить для своей профессиональной деятельности просвещенных потребителей стоматологической помощи. В обществе мы сами должны обеспечить повышение значения в жизни каждого человека стоматологического здоровья, распространять культуру красивой улыбки и здоровых зубов, пропагандировать высокие стандарты эстетической реставрации. Этой высокой цели служат и конкурсы профессионального мастерства, как, например, Призма-чемпионат.

Литература

  1. Маунт Г., Нгоу X. Минимальная интервенция: новая концепция оперативной стоматологии// ДентАрт - 2001 -№2 -С. 16-17
  2. Радлинский СВ. Реставрационные конструкции переднего и бокового зубов//ДентАрт. -1996. -1*4. -С.22-24.
  3. Радлинский СВ. Адгезивная техника искусственных коронок зубов//ДентАрт. -1997 -№1. -С.23-31.
  4. Радлинский СВ. Реконструкция зубов в адгезивной технике//ДентАрт. 1997. №2. -С.18-27.
  5. Радлинский СВ. Реконструкция зубного ряда//ДентАрт -1997 -№3 -С53-66
  6. Радлинский С.В Управление прозрачностью реставрационных конструкций//ДентАрт. 1997. -№4. -С.30-37.
  7. Радлинский СВ. Реставрация зубов, измененных в цвете//ДентАрт. -1998 -№1. -С30-40.
  8. Радлинский СВ. Реставрация передних зубов//ДентАрт. -1998. -№3. -С.29-40.
  9. Радлинский С В Трансформация зубов//ДентАрт -1999 -№1 -С.32-40.
  10. Радлинский С.В, Реставрация боковых зубов: стратегия и принципы//ДентАрт, 1999. №4. -С30-40.
  11. Радлинский СВ. Реставрация боковых зубов: конструкции и классы//ДентАрт. -2000. -№1. -С.31-40.
  12. Радлинский СВ. Анатомия стоимости реставрации зубов//ДентАрт. -2000. -№3. -С.31-40.
  13. Радлинский СВ. Опаковость оттенков в реставрационной консфукции//ДентАрт. -2001. -№2. С35-40.