Эстет-ИКС – «укрощение строптивого»

Радлинский С. В.,
главный врач стоматологической клиники-студии
"Аполлония", Полтава

Идеальных реставрационных материалов не существует, и они никогда не появятся на стоматологическом рынке… Причина такого положения не в ограниченных возможностях науки и техники, а в самой сути работы стоматолога. Считаю, что стоматология как профессия, объединяющая науку и искусство, была и остаётся особой, индивидуально окрашенной сферой деятельности. Ручной труд привносит в стоматологическую «продукцию» - пломбы, вкладки, виниры, коронки, мосты – личностные признаки того стоматолога или техника, который выполнил конкретную реставрационную работу в соответствии со своими эстетическими представлениями и художественными способностями. Как нет в мире двух одинаковых художников, так не может быть и двух одинаковых стоматологов.

Каждый стоматолог имеет свои собственные представления, привычки, склонности и требования к стоматологическим материалам. Именно поэтому, в принципе, невозможно создать материал, который бы идеально подходил всем или почти всем стоматологам и мог претендовать на звание «идеального» материала.

Вот почему при выборе нового для себя материала задача практикующего стоматолога заключается в том, чтобы:

  • познать все плюсы и минусы нового рабочего реставрационного материала,
  • сделать ощутимее все плюсы и минусы материала и активно использовать их,
  • сделать как можно менее заметными все минусы материала и, по возможности, компенсировать их.

Композит Спектрум ТиПиЭйч стал предметом моего поклонения. Благодаря появлению этого материала концерна «Дентсплай» концепция биомиметики обрела завершенный вид, и именно этот композит позволил практически во всех случаях получать гарантированный эстетический результат с использованием при этом минимального количества оттенков.

Плюсы нового реставрационного материала Эстет-Икс, обещанные производителем.

Микроматричный композит Эстет-Икс построен на основе модифицированной органической матрицы Спектрума ТиПиЭйч, дополнен новшествами в фотоинициирующей системе и имеет новую трехфазную комбинацию неорганического наполнителя мини-, микро- и наноразмера.

Композит Эстет-Икс продекларирован как материал, представляющий новый класс композитов и сочетающий прочность лучших микрогибридов, полируемость микрофиллов и устойчивость к стиранию амальгамы.

Итак, мои первые впечатления о свойствах нового композита Эстет-Икс: системе оттенков, скульпторной пластичности, отсутствии прилипания к инструменту, полируемости, прочности и устойчивости к стиранию.

Система оттенков

Узнав, что в Эстет-Икс имеется 31 оттенок (уже говорят о 32-м), я схватился за голову, понимая, что, чем больше оттенков, тем больше «головной боли» у стоматолога: где и какой оттенок применить в поиске идеала и где взять столько пациентов, чтобы проверить все варианты сочетания оттенков. Однако при внимательном изучении вся система оказалась не такой уж и сложной, тем более что построена она логично и понятно. Правда, использование большего числа оттенков, в сравнении со Спектрумом ТиПиЭйч, требует наличия значительно большего запаса материала на складе клиники.

Общепринятой системой цветовых эталонов зубов является система оттенков фирмы ВИТА. Сама фирма ВИТА объявила свою шкалу оттенков Люмен Вакуум не совсем соответствующей действительности в с равнении с новой шкалой 3Д-Мастер, разработанной на основе лабораторного изучения большого количества коронок естественных зубов. Тем не менее, именно шкала оттенков ВИТА Люмен Вакуум, несмотря на свои неточности, подобно английскому языку, стала международной и признанной между фирмами-производителями системой отсчёта в разработке, продаже и применении реставрационных материалов.

Система оттенков Призма ТиПиЭйч и Призма ТиПиЭйч конца 80-х и первой половины 90-х годов уже была основана на системе оттенков ВИТА. С помощью специальной таблицы по каждому эталону этой шкалы можно было определить нужные оттенки Призмы для шейки, тела и края коронки, обеспечивающие необходимый внешний вид реставрационного зуба. Искусственность такой системы достижения внешнего вида реставраций была очевидной, и при биомиметическом способе реставрации зубов мы заменяли её имитацией отдельных зубных тканей соответствующими оттенками реставрационного материала разной опаковости с разными оптическими свойствами.

Цветовая система композита Спектрум ТиПиЭйч и компомера Дайрект ЭйПи основана на эталонах, представляющих образцы оттенков, выполненных их самого реставрационного материала. Для соответствия реальному внешнему виду применённого материала образцы должны, как минимум, постоянно храниться в воде. Кроме этого, таки образцы представляют собой лишь эталоны «кирпичиков», из которых будет выложена реставрация, и реальный внешний вид реставрации в целом будет зависеть от того, какие «кирпичики», какого размера, какой опаковости, на какой глубине и в каком соседстве будут уложены стоматологом. Понятно, что строить прогноз суммарного внешнего вида реставрации, ориентируясь на составные части, очень сложно. Поэтому эталоны образцов оттенков реставрационного материала обычно не использовались, и стоматолог вынужден был отдельно приобретать недешевую шкалу оттенков ВИТА Люмен Вакуум.

Цветовая система композита Эстет-Икс полностью построена на биомиметическом подходе к достижению требуемого внешнего вида реставрации, и это радует. Стоматолог получил в свои руки удивительно простую рецептуру составления любой эталонной реставрации по шкале ВИТА. К основной системе эталонных оттенков добавлены несколько вариантов «зубов, отбеленных по-американски» (белый, очень белый и очень светлый эталоны), варианты универсальных и универсальных светлых, а также патологически окрашенных зубов (темно-желтый и темно-серый эталоны). Все вместе эти эталоны составили оригинальную шкалу оттенков ТруМатч, которая включена в полный комплект композита Эстет-Икс.

Диапазон опаковости и оттенков

Три уровня опаковости оттенков Эстет-Икс имеют больший контраст, чем уровни опаковости оттенков Спектрум ТиПиЭйч: прозрачные оттенки являются более прозрачными, а опаковые - менее прозрачными. Такой большой контраст по опаковости позволяет лучше имитировать мамелоны и эмалево-дентинное соединение при стираемости, но требует очень точной дозировки соотношения эмали и поверхностной эмали. Понравилось наличие пяти вариантов прозрачности эмали, среди которых уже появился любимый оттенок янтарной эмали, добавляющий реставрации ощутимую «визуальную теплоту».

Капсулы по группам оттенков по шкале ВИТА обозначены, как и в Спектруме, колпачками разных цветов (группа А – красными колпачками, группа В – желтыми колпачками, группа С – серыми и группа D – коричневыми). В пределах группы оттенков колпачки имеют цвет нарастающей интенсивности в соответствии с интенсивностью оттенка композита. Стоматологи, работающие Спектрумом, хорошо знают, что в его системе маркировки трудно различить капсулы с разной опаковостью материала (А3,5-опаковый и А3,5, В1 и В1-прозрачный), так как их колпачки имеют одинаковый цвет.

В системе маркировки Эстет-Икс эта проблема устранена, и капсулы с композитом разной опаковости имеют разный цвет (опаковые оттенки композита находятся в темно-серых капсулах, оттенки тела – в светло-серых, оттенки прозрачной эмали – в светло-голубых капсулах). Теперь нет необходимости вращать капсулу в пистолете-аппликаторе, чтобы прочитать название взятого оттенка: по цвету колпачка определяется интенсивность оттенка, по цвету капсулы определяется опаковость, по надписи на капсуле осуществляется контроль.

Знаменитый оттенок В2-опаковый из Призмы ТиПиЭйч приобрел в Эстет-Икс больше желтого и теперь более подходит для имитации основного дентина, чем для создания светлого реставрационного центра. К сожалению, мы не нашли в Эстет-Икс давно ожидаемого оттенка В3-опаковый. Этот оттенок есть в составе Дайректа ЭйПи, но мы не рискуем включать его в реставрационную конструкцию из композита из-за эффекта объемного расширения компомеров.

Цветостабильность

В композите Эстет-Икс реализована химическая технология цветостабильности, признанная облегчить стоматологу подбор и контроль оттенков непосредственно в ходе реставрации. Всем полимерным материалам присуще свойство менять внешний вид в результате полимеризации с более желтого и светлого на более серый и темный. Поэтому при внесении и моделировании порции композита приходится ориентироваться на эталон, так как незаполимеризованый материал является менее прозрачным и, следовательно, более светлым. Уже при выдавливании из капсулы хорошо видно, что Эстет-Икс достаточно прозрачный. Технология цветостабильности изменила ситуацию в решении проблемы достижения внешнего вида реставрации, и теперь порция композита Эстет-Икс имеет одинаковый вид как до, так и после полимеризации, а стоматолог может чувствовать себя более уверенно уже при построении реставрации, не ожидая контрольных визитов пациента.

Достижение внешнего вида реставрации

Сравнивая практически достижение внешнего вида реставраций композитами Эстет-Икс и Спектрум, можно констатировать, что «теплых и естественных» оттенков, свойственных Спектруму с Эстет-Икс получить трудно. Пока примерно в половине случаев из двадцати «фронтов» получились более серые, «поамерикански отбеленные», реставрации, которые потребовали коррекции и дополнительных визитов пациентов. Скорее всего, это просто следствие недостаточного опыта в применении нового композита, ведь и мой переход с Призмы на Спектрум длился целый год.

На первом этапе знакомства с Эстет-Икс я применял опаковый, эмалевый и прозрачный оттенки композита по биомиметике в топографии естественных тканей - реставрации по классу III оказались значительно более светлыми (передозировка опакового слоя). На втором этапе освоения композита Эстет-Икс его опаковый оттенок я заменил опаковым оттенком Спектрум с сохранением топографии естественного дентина. Начальный результат оказался лучшим, но через несколько дней реставрация приобрела выраженный серый оттенок (по всей видимости, композит Спектрум имеет другие оптические свойства преломления, рассеивания и отражения света, и сочетание композитов Эстет-Икс и Спектрум не предусмотрено разработчиками).

На третьем этапе «укрощения» нового композита я применял только оттенки Эстет-Икс, но соотношение опакового, эмалевого и прозрачного оттенков установил близким к соотношению оттенков на рисунке в иллюстрированном руководстве. Результат получился отличным: и переходы оттенков по вертикали и горизонтали, и «визуальная теплота» - все параметры были в соответствии с ожидаемым внешним видом реставрации, тест на просвечивание полимеризационной лампой подтвердил точное совпадение прозрачности реставрации в целом с прозрачностью естественной основы.

Если в Спектруме граница искусственных дентина и эмали удивительным образом совпадает с топографией естественных зубных тканей, то в Эстет-Икс, по моему представлению, опаковые оттенки соответствуют парапульпарному и части основного дентина, оттенки тела - части основного дентина и основной эмали, а оттенки прозрачной эмали - поверхностной эмали. Но топографию естественных зубных тканей каждый стоматолог знает «и в уме, и в руках», а соотношение искусственных дентина и эмали в Эстет-Икс уже надо угадывать, что создает определенную неуверенность в конечном результате реставрации, но должно компенсироваться наработанным собственным опытом. Поэтому лучше с самого начала довериться авторизованной системе и строго следовать рецептуре достижения внешнего вида реставрации с Эстет-Икс.

Скульптурная пластичность и отсутствие прилипания к инструменту

Новая трехфазная комбинация наполнителя придала композиту Эстет-Икс ощущение необычной пластичности, подобной «мокрому песку». При моделировании инструментом материал хорошо сохраняет приданную форму, лишен излишней упругости и не деформируется под собственным весом при моделировании тонких элементов режущего края в больших реставрациях. Если Спектрум быстро меняет форму и его приходится буквально «на лету» фиксировать полимеризационной лампой или строить требуемый фрагмент несколькими порциями, то Эстет-Икс удерживает форму в виде тонкой пластинки едва ли не на всю длину коронки. Такие возможности композита удерживать форму просто поражают. Плотность Эстет-Икс выше плотности Спектрума? и поэтому новый композит быстрее будет «укрощен» поклонниками плотных композитов (Геркулайт, Харизма). Стоматологам, которые привыкли к консистенции Спектрума, придется отказаться от некоторых технических приемов. Например, у меня не получается с Эстет-Икс узкая проксимальная поверхность при реставрации передних зубов. Для Эстет-Икс лучше применить технику прямых ламинатов, когда проксимальную поверхность создают только до контактного пункта, т.е. в пределах вестибулярной части коронки.

Приятно удивило отсутствие в материале назойливых воздушных пузырьков, которые обычно сопровождают Спектрум, если нарушен температурный режим его транспортировки, продажи или хранения. Правда, при пластической обработке Эстет-Икс обнаруживает тенденцию к расслоению (разрыхлению), чего никогда не было со Спектрумом. Появившиеся при этом пустоты удалить оказалось трудно.

Эстет-Икс спроектирован таким образом, что он не прилипает к моделирующему инструменту, но это свойство означает и ослабление прилипания к адгезивной поверхности. Наши контрольные тесты на склеивание, которыми в работе с Призмой и Спектрумом пользуются многие стоматологи, подтвердили эту проблему работы с Эстет-Икс. Теперь трудно быть уверенным, что после ослабления давящего движения моделирующим инструментом материал не оторвался от склеиваемой поверхности. Отрыв будет зафиксирован полимеризационной лампой и такая ситуация опасна будущими сколами, так как склонность к сколам, по нашему мнению, зависит не столько от прочности материала, сколько от прочности склеивания с адгезивной поверхностью. Эти особенности Эстет-Икс мы компенсировали изменением техники пластической обработки: внесенную порцию композита необходимо распластывать гладилкой на адгезивной поверхности, избегая вертикальных движений. Пластическую обработку также лучше проводить инструментами «Керамиколор» с тефлоновым покрытием.

Полируемость

Имея в своем составе наполнитель наноразмера (10-20 нм). Эстет-Икс лучше полируется и дольше удерживает блеск поверхности, чем Спектрум. Более того, по данным последних клинических испытаний, отмечен «эффект самополировки» (количество реставраций с блеском поверхности на уровне Альфа через 6 месяцев оказалось большим, чем в начале исследования). Опыт реставрации новым композитом показал, что для достижения «блеска полированной эмали» на поверхности материала надо затратить не меньше усилий, чем со Спектрумом. Поэтому в нашей клинике алгоритм полировки оставлен без изменений.

Лучшего эффекта в полировке мы достигаем после предварительного покрытия вестибулярной поверхности реставрированных зубов тонким слоем адгезива Прайм энд Бонд ЭнТи, в состав которого входит нанонаполнитель (размер 7 нм). заполняющий, по всей видимости, все неровности поверхности. При этом полимеризация слоя адгезива одновременно является составляющей частью финишной полимеризации.

Контрольные наблюдения за состоянием поверхности реставраций продемонстрировали, что у всех пациентов в течение 2-6 месяцев сохранялся хороший блеск. Исключение составил только один случай, в котором блеск поверхности был хуже, чем в остальных случаях с Эстет-Икс (но лучше, чем при реставрации Спектрумом). Оказалось, что пациентка интенсивно чистила реставрированные зубы пастой «Жемчуг» с высокой абразивностью. Следовательно, и для Эстет-Икс надо оставить в силе требования корректного гигиенического ухода за реставрированными зубами с использованием зубных паст только низкой абразивности.

Прочность и устойчивость к стиранию

В течение нескольких месяцев трудно клинически проверить прочность материала и его устойчивость к стиранию, и, скорее всего, такие оценки будут достаточно точными, как минимум, через год. Однако, опыт клинического применения композита ШурФил, в составе которого использована подобная комбинация трехразмерного наполнителя, позволяет надеяться, что обещания концерна «Дентсплай» будут выполнены.

Полимеризация

В свое время, переходя от Призмы (20 сек. полимеризации) на Спектрум (40 сек. полимеризации), мне уже пришлось ощутить потерю динамики реставрационного процесса. В ходе совершенствования техники биомиметики мы стали проводить начальную полимеризацию каждой порции материала в течение 10 сек., а окончательную полимеризацию в пределах 40 сек. только после формирования массы толщиной около 2 мм. Думаю, что увеличение разработчиками продолжительности полимеризации Спектрума связано с необходимостью увеличения рабочего времени под операционным светильником. Однако мы и с Призмой, и со Спектрумом не имели проблем с отверждением композита в ходе моделирования, работая под светильником поля, который обеспечивает контролируемое окружающее освещение (операционный светильник при моделировании выключается). Эстет-Икс малочувствителен к окружающему освещению и позволяет быстро провести моделирование, не отверждаясь даже при включенном операционном светильнике.

Но мы обнаружили один малоприятный побочный эффект - при повторном использовании капсулы, которая достаточно долго находилась на операционном столике, оказалось, что композит в той части носика капсулы, которая не прикрыта цветным колпачком, заполимеризовался. Этот эффект касается в большей степени прозрачных оттенков (особенно оттенка С-Е), в меньшей степени - эмалевых оттенков и не зафиксирован нами в отношении опаковых оттенков. Мы избавились от этой проблемы только тогда, когда «работающие» капсулы с материалом стали закрывать от окружающего света непрозрачной крышкой или прятать в ящик стоматологической мебели.

Исходная клиническая ситуация

Фото 1. Исходная клиническая ситуация

12,11 зубы реставрированы неизвестным композитом. 21 зуб покрыт металлокерамической коронкой и имеет излишне желтый оттенок по шейке зуба, на медиальной проксимальной поверхности 22 зуба определяется пломба. 12 зуб имеет выраженный темно-серый оттенок вследствие просвечивания дентина, окрашенного в результате некорректного эндодонтического лечения. Наличие нависающих краев металлокерамической и композитных реставраций сопровождается явлениями хронического гингивита.

Пробы оттенков

Фото 2. Пробы предполагаемых оттенков

После первичной идентификации внешнего вида зубов по шкале оттенков ТруМатч или ВИТА должна быть проведена более точная идентификация центральной части зубов с полимеризо-ванным композитом предполагаемого основного оттенка. Пробные порции композита «+/- один уровень и одна группа от основного» внесены на высушенную поверхность, заполиме-ризованы и увлажнены. Пробы Эстет-Икс (вверху) выглядят более яркими и серыми, а пробы Спектрум (внизу) - более «теплыми» и близкими к эталону.

после препарирования

Фото 3. Вид после препарирования

Плотные зубные ткани 12 и 21 зубов, которые можно использовать в реставрации, остались на уровне шейки зуба, в 11 зубе после удаления композита обнаружено отсутствие вестибулярной эмали из-за предыдущей реставрации по типу винира. наибольшее количество естественных тканей сохранено в 21 зубе. Расстояние между шейками центральных резцов свидетельствует о наличии в прошлом диастемы. Кровоточивость связана с гингивитом и удалением излишков реставрационных материалов по шейкам зубов.

21 зуб

Фото 4. Создание пространства для реставрации 21 зуба

Проведен расчет зубного ряда с использованием стоматологического штангенциркуля, определены поперечные размеры центральных и боковых резцов в соответствии с принципом «золотой пропорции» для данного фронтального участка зубной дуги. Рабочее поле изолировано раббердамом от 15 зуба до 25. Реставрированы в основном (без проксимальных поверхностей) 12. 11 и 22 зубы. Свободное пространство примерно соответствует поперечному размеру 21 зуба.

Реставрация

Фото 5. Реставрация центра и оральной части коронки

После дополнительной изоляции зажимом-бабочкой создана культевая бесштифтовая вкладка и «светлый центр» реставрации (оттенок В2-опаковый, Призма ТиПиЭйч). По оральной поверхности реставрирован дентин (оттенок АЗ,5-опаковый. Спектрум ТиПиЭйч), эмаль (оттенок В2, Эстет-Икс), поверхностная эмаль (оттенок С-Е, Эстет-Икс). В качестве ориентира толщины слоев выбрана обычная топография естественных зубных тканей, учитывая сочетанное применение трех композитов.

Реставрация дентина

Фото 6. Реставрация вестибулярного дентина

По вестибулярной поверхности проведена реставрация слоя основного дентина (оттенок A3,5- опаковый, Спектрум ТиПиЭйч). Реставрация дентина выполнена двумя порциями (медиальной и латеральной) с целью соблюдения принципа направленной полимеризации. По шейке восстановлен практически весь объем коронки, в области края коронки слой заканчивается примерно за 1 мм до предполагаемого режущего края, по передней поверхности сохранен свободный объем коронки для основной эмали.

Реставрация эмали

Фото 7. Реставрация вестибулярной эмали

Также двумя порциями одного оттенка (оттенок В2, Эстет-Икс) восстановлена вестибулярная основная эмаль. По шейке и центру объем коронки незначительно превышен с расчетом на удаление поверхностного слоя при финишной отделке. Более четко обозначены три валика, составляющие внутреннюю структуру центрального резца. Отдельной порцией этого же эмалевого оттенка в области края коронки на поверхности прозрачной оральной эмали смоделированы мамелоны.

Фото 8. Реставрация вестибулярной поверхностной эмали

Учитывая вероятность сколов по углам режущего края коронки, для реставрации поверхностной эмали использованы две порции прозрачного оттенка (оттенок С-Е, Эстет-Икс). Первой порцией композита реставрирован медиальный уголок и центр режущего края, второй порцией - латеральный уголок с полимеризацией с оральной стороны по диагонали. Укладывая прозрачный оттенок, особое внимание следует обращать на исключение попадания в конструкцию воздушных пузырьков между эмалевым и прозрачным слоями.

Вид резцов

Фото 9. Вид резцов, в основном реставрированных

Все четыре резца, построенные без проксимальных поверхноcтей, несмотря на различие составляющих слоев витальных и де-витальных зубов, имеют примерно одинаковый внешний вид. На этом этапе мы делаем большой перерыв для отдыха, в течение которого после финишной полимеризации угощаем пациентов чаем или кофе, не опасаясь за окрашивание дентсплаевских материалов. После снятия платка раббердама можно оценить правильность ориентации коронок в зубной дуге и по прикусу.

Фото 10. Реставрация контактных поверхностей справа

После повторной анестезии правых резцов и изоляции рабочего поля новым платком раббердама последовательно, от клыка до центрального резца и в соответствии с расчетными размерами зубов прозрачным оттенком восстановлены проксимальные поверхности правой части фронтального участка зубной дуги. Незначительный наклон резцов к центру зубного ряда связан с закрытием «бывшей когда-то» диастемы, ширина которой пропорционально распределена на все четыре резца.

Фото 11. Реставрация контактных поверхностей слева

После дополнительной анестезии левых резцов, проведенной без снятия платка раббердама, прозрачным оттенком построены контактные пункты между 23-21 зубами. Плотность композита Эстет-Икс не совсем подходит для гарантированного заполнения узкого щелевидного пространства под проксимальной матрицей. Поэтому для восстановления контактных поверхностей мы вынуждены применить традиционный прозрачный оттенок (В1- про-зрачный, Спектрум ТиПиЭйч).

Фото 12. Реставрация центральных контактных поверхностей

Центральные резцы должны получиться строго одинаковой ширины, и только штангенциркуль поможет избежать ошибки при создании контакта контролируемой плотности с учетом ширины расклинивания зубов, толщины контурной матрицы и толщины поверхностного полимеризованного слоя, который подлежит удалению при финишной отделке. Прозрачный оттенок Эстет-Икс из-за высокой прозрачности требует точной дозировки, а такой же оттенок Спектрума компенсирует многие неточности.

Фото 13. Внешний вид зубов после реставрации

После завершения ассистентом полировки реставрированных зубов можно оценить их внешний вид и конечный внешний вид после завершения водопоглощения. Можно отметить отсутствие различий между коронками витальных и девитальных зубов при специальном освещении стоматологического кабинета, проверить идентичность прозрачности коронок просвечиванием по-лимеризационной лампой. Состояние десневого края хорошее, несмотря на реставрацию двух зубов «от десневого желобка».

Фото 14. Вид реставрированных зубов через сутки

Внешний вид реставрированных зубов после суточного водопоглощения не изменился, тогда как Спектрум становится более прозрачным, менее ярким и более темным. Такое различие следует учитывать при планировании окончательного внешнего вида реставраций, так как с Эстет-Икс он практически не меняется. Блеск поверхности вселяет оптимизм, но следует помнить, что его поддержка требует корректного гигиенического ухода за реставрированными зубами, контролируемого стоматологом.

Фото 15. Вид реставрированных зубов через два месяца

Оптимистичный прогноз концерна «Дентсплай» в отношении нового композита пока подтверждается: блеск сохранился на прежнем уровне, внешний вид не изменился, десневой край не выявляет признаков гингивита. В условиях дневного и вечернего освещения, в солнечную и дождливую погоду, а также в ресторане (чего не сделаешь ради проверки результата) мне не удалось обнаружить различий внешнего вида реставрированных витальных и девитальных зубов, однако пациентка отметила легкую сероватость.

Плюсы и минусы Эстет-Икс по отношению к Спектруму

Свойства композита Спектрум Эстет-Икс Плюс/минус
Эстет-Икс
Комментарии
Биомиметичнось Соответствие оттенкам и топографии
зубных тканей, биомиметика
найдена пользователем
Соответствие оттенкам зубных
тканей, биомиметика заложена
производителем
+/- Топография оттенков разной
опаковости не соответствует
топографии зубных тканей
Комплектация Композит, кислота, адгезив Композит, кислота, адгезив,
финишная система
+ Более полный комплект
для завершенной реставрации
Количество оттенков 13 оттенков 31 оттенок +/- Длительный выбор, большой запас оттенков
Маркировка капсул Цветной колпачок, надпись Цветной колпачок, цветная капсула, надпись + Меньше проблем с контролем
капсул по опаковости
Дизайн капсулы Тонкий носик со скосом,
удобный для небольших реставраций, материал легко выдавливается
Толстый широкий носик, подходит
преимущественно для больших полостей, материал выдавливается с усилием
- Неизбежное следствие увеличения полости композита
Шкала оттенко Эталоны отвержденного композита Шкала эталонов реставраривоанных
зубов ТруМатч
+ Нет необходимости приобретать отдельно шкалу ВИТА
Диапазон оттенков А, В, С А, В, С, D, эталоны отбеленных и патологически окрашенных зубов + Более универсальный клинически
Диапазон опаковости 3 уровня опаковости (50, 41 и 30) 3 уровня опаковости,
опаковости на каждом уровне
+ Более универсальный клинически
Изменение внешнего вида при полимеризации Более прозрачный, серый и темный Не меняется + Контроль при внесении и моделировании
Цветостойкость Непосредственная и
многолетняя стабильность
Непосредственная и многолетняя стабильность +/- Требует клинического подтверждения
Консистенция Оптимальная в диапазоне
21-24º С
Плотная в диапазоне
21-24º С
+/- Лучше выполняются большие реставрации, труднее - малые и щелевидные
Однородность материала Склонность к появлению пузырьков воздуха при неправильном хранении Стойкость к появлению
пузырьков воздуха
+ Уменьшилась необходимость
коррекции реставрации для удаления пузырьков
Прилипание к инструменту Не прилипает в диапазоне
21-24º С
Не прилипает + Быстрее моделируется
Прилипание к поверхности Хорошее прилипание в диапазоне 21-24º С, контрольные тесты Контроль прилипаемости к
поверхности затруднен
- Компенсируется изменением техники пластической обработки материала
Скульптурная пластичность Тянется за инструментом, обладает "отскоком" Не тянется за инструментом,
"не отскакивает"
+ Быстрее моделируется
Удержание формы Деформируется под собственным весом Надежно удерживает форму + Сокращается количество фрагментов в слое материала
Моделирование Инструментами, финишными борами Инструментами + Точность моделировки и качество поверхности уменьшают необходимость моделировки борами
Длительность полимеризации 40 сек. слоем до 2 мм 20 сек. слоем до 2 мм + Сокращается время окончательной
полимеризации слоев до 2 мм
Усадка при полимеризации 2,7% 1,9% + Большая надежность при выполнении больших реставраций
Чувствительность к свету операционного светильника Чувствительный Менее чувствительный + Больше времени для моделирования фрагмента
Полируемость Всегда отличная системой Энхенс Отличная система Энхенс +/- Требует даже больших усилий для идеальной полировки
Блеск поверхности Теряется со временем, требует регулярной полировки Не теряется или улучшается со временем + Лучший клинический результат, но регулярная полировка дает нам работу
Вероятность сколов Очень низкая Имеется - Предупреждение сколов требует совершенствования техники моделирования
Стираемость Ощутимая в течении нескольких лет (8 µм/год) Уменьшена до 2,5 µм/год + Вселяет надежды, но требует отдаленного подтверждения клинически
Помощь стоматологу Руководство с иллюстрациями Руководство с иллюстрациями, цветной буклет +

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из баланса плюсов и минусов микроматричного композита Эстет-Икс, составленного пламенным поклонником композита Спектрум ТиПиЭйч, можно увидеть, что плюсов набралось больше. Эстет-Икс, представляющий новый класс композиционных материалов, предлагает стоматологу более совершенную комплектацию с иллюстрированным руководством и цветным буклетом, биомиметичную схему реставрации на основе оригинальной шкалы оттенков Тру-Матч, новую маркировку капсул по оттенкам и опаковости, расширенный диапазон по оттенкам и опаковости, стабильность внешнего вида при полимеризации и водопоглощении. Плюсовые физические и мануальные свойства означают однородность материала, отсутствие прилипания к инструменту, скульптурную пластичность, хорошее удержание формы, отсутствие «отскока» при моделировании, меньшую длительность полимеризации, сокращенную полимеризационную усадку, меньшую чувствительность к окружающему свету и свету операционного светильника, отличный блеск на долгое время с эффектом самополировки, высокую устойчивость к стиранию. Многие плюсы требуют основательной проверки временем и практическим наблюдением за состоянием выполненных реставраций. Биомиметичность, большее количество оттенков, плотная консистенция и приложение усилий для получения блеска полированной эмали требуют определенной адаптации стоматолога, работающего Спектрумом. Цветостойкость осталась такой же надежной и проверенной. В сравнении со Спектрумом определились и минусы: сероватый оттенок реставрации с недостатком «визуальной теплоты», необходимость более точной дозировки слоев и отсутствие четких ориентиров для планирования объемов отдельных слоев. Можно отметить также недостаточно текучую консистенцию для щелевидных фрагментов реставраций или реставраций контактных пунктов, слабое прилипание к адгезивной поверхности и повышение из-за этого вероятности сколов, расслаивание при пластической обработке. Все минусы определены только в сравнении со Спектрумом, и могут быть компенсированы практическим опытом работы с отдаленными клиническими результатами. Баланс плюсов и минусов нового композита позволяет надеяться на лучшее будущее для пациентов и стоматологов и поблагодарить концерн «Дентсплай» за новый шаг навстречу нам, стоматологам. Оправдаются ли наши надежды? Поработаем - увидим!

Литература

  1. Грютцнер А. Эстет-Икс - новый композит нового класса//ДентАрт. -2000. -№2. -С.41.
  2. Радлинский СВ. Адгезивная техника искусственных коронок зубов //ДентАрт. -1997. -№1. -С.23-31.
  3. Радлинский СВ. Реставрационные конструкции переднего и бокового зубов//ДентАрт. -1996. -№4. -С.22-24.
  4. Радлинский СВ. Реставрация передних зубов//ДентАрт. -1998. -№3. -С.29-40.
  5. Радлинский СВ. Управление прозрачностью реставрационных конструкций//ДентАрт. -1997. -№4. -СЗО-37.