Как мы пришли к биомиметическому пониманию прозрачности зубов

Рассматривая реставрационные работы пятилетней давности в тестах на изменчивость, мы видим всю искусственность своих попыток повторить внешний вид реставрируемых зубов. Восстановленные по принципу белого листа, зубы после реставрации напоминали сплошную белую стену, и коронки можно было зрительно выделить только по контурам шеек и режущих краев. Чтобы избежать такого впечатления после реставрации группы зубов, мы подкрашивали темными оттенками контактные поверхности коронок не понимая, что темные на внешний вид проксимальные края выглядят такими из-за более высокой прозрачности поверхностной эмали, а не за счет более темной эмали. Если удавалось достичь приемлемого внешнего вида реставрации по передней поверхности, то искусственные зубные ткани (реставрационный материал) хорошо были видны по оральной поверхности (фото 1, 2).

Даже стеклоиономерные цементы, заложенные внутрь реставрационной конструкции для имитации дентина, при просвечивании зубов полимеризационной лампой дают тень, чего мы не наблюдаем при просвечивании интактных зубов.

Металлические армирующие включения «смещали» внешний вид зубов в серую сторону, и многократные попытки избежать такого эффекта давали нам только вариации в оттенках. Можно легко понять причину серого оттенка по шейке 21 зуба, если вскрыть центральную часть реставрационной конструкции (фото 3, 4).

С современных позиций мы пониманием всю надуманность таких эстетических решений. И каждый шаг в осознании роли прозрачности во внешнем виде зубов, был шагом на пути к естественной модели коронки, созданной самой природой.

Этот путь был эмпирическим поиском в условиях дефицита информации, так как теме прозрачности даже в солидных изданиях по эстетической стоматологии посвящено от трех строчек (5) до трех абзацев (7, 8).

Конечно, стоматолог может выполнить задуманную конструкцию только в том случае, когда обладает соответствующим реставрационным материалом. Нам всегда предлагали сложную многослойную структуру коронки естественного зуба восполнить одной порцией материала одного оттенка усредненной прозрачности (Эвикрол, Консайз, Стомадент). Затем в нашем арсенале появились материалы с оттенками различной прозрачности, в которых роль опаковых оттенков сводилась к подкладыванию под слой искусственной эмали для устранения излишней прозрачности (Геркулайт Икс-Эр — 16 оттенков эмали и 16 оттенков дентина; Призма Эй-Пи-Эйч/Ти-Пи-Эйч — 4 основных оттенка эмали и 4 идентичных опаковых оттенка).

И только теперь мы имеем материалы, в которых опаковые оттенки имитируют цвет и прозрачность именно дентина как отдельной зубной ткани. Как оказалось, таких оттенков надо иметь не так уж и много (Продижи — 1 оттенок дентина, Спектрум Ти-Пи-Эйч — 2 оттенка дентина). С появлением многоцелевого композита Спектрум Ти-Пи-Эйч, оттенки которого наиболее близки по прозрачности отдельным зубным тканям, наша концепция биомиметической модели коронки зуба приобрела завершенный вид.

Точку (на сегодняшний день) в поиске оптимального внешнего вида реставрационной конструкции поставила идея имитации околопульпарного дентина или, как мы называем его в конструкции, светлого центра коронки зуба (2, 3). Для этого мы применяем оттенок В2 опак Призмы Ти-Пи-Эйч, обладающий более высокой опаковостью в сравнении с опаковыми оттенками Спектрума Ти-Пи-Эйч.

Таким образом, для того чтобы создать реставрационную конструкцию, идентичную по внешнему виду коронке естественного зуба, необходимо оттенки реставрационного материала, имитирующие отдельные слои эмали и дентина по цвету и прозрачности, сложить в конструкцию идентичную топографическому устройству коронки естественного зуба.

Почему мы думаем, что можем управлять прозрачностью

Сейчас мы думаем, что вполне можем управлять прозрачностью реставрационных конструкций. Эта убежденность основывается на следующих признаках:

  • мы знаем, что хотим получить, идентифицировав реставрируемые зубы по прозрачности;
  • мы знаем, как этого достичь, создавая реставрационную конструкцию в требуемом варианте;
  • мы знаем, как это проверить, просвечивая зубы полимеризационной лампой в исходной ситуации, на этапах реставрации и после ее завершения.

Приведенные утверждения составляют структуру этой статьи с дополнительным изложением наших взглядов на изменчивость зубов и небольшим литературным отступлением, прямо связанным с темой прозрачности.

Как проверить изменчивость зубов, не выходя из кабинета

Естественные зубы, как полупрозрачное тело, обладают определенной изменчивостью внешнего вида в меняющихся условиях освещения (2).

Конечно, мы не можем проверить зубы каждого пациента на изменчивость внешнего вида до и после реставрации, побывав вместе с ним на рассвете и на закате, на ярко освещенной сцене и в мягком освещении бара, наконец, на дискотеке с ультрафиолетовым освещением. Однако мы вполне можем проверить зубы пациента на изменчивость прямо в стоматологическом кресле. Вначале изменение внешнего вида зубов, что наблюдается с изменением освещения, поможет всего лишь лучше понять значение прозрачности для зубов различных пациентов, но со временем, увеличивая количество наблюдений, можно будет достаточно достоверно различить зубы по прозрачности. Для этого предлагаем проанализировать особенности внешнего вида естественных зубов серией тестов на изменчивость: выключением стоматологического светильника, боковым освещением и просвечиванием.

Первый тест. Обычно полость рта, зубы пациента врач рассматривает с включенным светильником стоматологической установки (фото 5). Полупрозрачные коронки зубов «наполнены» светом и поэтому многие особенности подповерхностных структур трудно определить, они как будто размыты. Запомните внешний вид зубов, а затем выключите светильник (фото 6). Обратите внимание, как изменился внешний вид зубов, как они потемнели после выключения светильника. Теперь лучше видны темная полоса по режущему краю с частичным продолжением на проксимальные поверхности, светлый ободок по контуру коронки, а также такие внутренние структуры, как мамелоны.

Первый тест — изменение силы света
Фото 5. В свете стоматологического светильника.
Фото 6. Стоматологический светильник выключен

Второй тест — изменение направления света
Фото 7. Свет светильника направлен справа.
Фото 8. Свет светильника направлен слева

Второй тест. Включите стоматологический светильник и переместите его так, чтобы осветить зубы сначала справа (фото 7), а затем слева (фото 8). При боковом освещении лучше просматриваются валики на вестибулярной поверхности, а также структурные особенности проксимальных поверхностей коронки. Если при такой проверке реставрированных зубов с пломбами класса 3 будет видна оптическая граница внутри коронки, то это значит, что между пломбой и зубными тканями отсутствует соединение (например, полимеризационный отрыв).

Третий тест. Просветите коронки зубов «зайчиком» через стоматологическое зеркало и увидите, что они просвечиваются до самой шейки (фото 9). При этом режущий край благодаря своей большей прозрачности, выглядит светлее тела коронки. Наклоните зеркало так, чтобы луч света не просвечивал коронку, и режущий край снова станет темнее всей коронки зуба.

Самым мощным диагностическим приемом является просвечивание коронок зубов светом полимеризационной лампы (фото 10)

Третий тест — просвечивание различным светом.
Фото 9. Коронка зуба просвечивается «зайчиком» через стоматологическое зеркало.
Фото 10. Просвечивание коронки резца полимеризационной лампой

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

Изучать внешний вид коронок зубов, используя просвечивание полимеризационной лампой, надо только с адекватной зашитой глаз (оранжевый щиток, защитные очки или экран). Причем, именно этот тест наиболее независим от изменения прозрачности из-за пересыхания и применяется нами как основной контрольный тест в идентификации зубов в исходной ситуации, на этапах реставрации и после ее завершения. Обратите внимание на четкое отличие краевой эмали в прозрачности, которое прослеживается от режущего края до самой шейки зуба. При обычном же освещении такое различие было видно только на режущем крае и на проксимальных поверхностях примерно до контактных пунктов. Во внешнем виде коронки зуба, просвечиваемой полимеризационной лампой, следует отметить, прежде всего, монолитность. Если реставрированный зуб при просвечивании будет таким же монолитным, значит, стоматологу удалось повторить зуб по прозрачности.

Любопытное литературное отступление

Кто из нас не помнит с детства повесть-сказку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч»? Обратите внимание на прекрасное изложение проблемы прозрачности и психологических аспектов реставрации зубов в приводимом ниже фрагменте повести. Хотя оценка эстетики золотых зубов, пользовавшихся еще совсем недавно (в советское время) наивысшим рейтингом у пациентов, достойна лозунга в стоматологической клинике; нас, стоматологов периода рыночных реформ, интересуют, прежде всего, три обстоятельства, омрачившие торжество пациента, занявшегося самореставрацией. Если первое обстоятельство целиком можно отнести к психологическим проблемам пациента после реставрации/реконструкции зубов (4), а третье касается биологической совместимости реставрационных конструкций с органами полости рта, то второе обстоятельство, выделенное мною в тексте, точно описывает проблемы внешнего вида зубов с чрезмерной прозрачностью реставрационной конструкции. В отличие от естественных, зубы с большей прозрачностью слишком светлеют при сильном освещении и слишком темнеют при слабом.

«Омар Юсуф пренебрежительно хихикнул, открыв при этом два ряда мелких желтых зубов.

— Какие у тебя некрасивые зубы,— пожалел его Хоттабыч.

— Почему бы тебе, Омар, не завести золотые, как у меня?

Омар Юсуф только сейчас заметил необычные зубы Хоттабыча, и его душу наполнила самая черная зависть.

— По совести говоря, братец, я не вижу особенного богатства в золотых зубах, — сказал он как можно пренебрежительнее.

— Уж лучше я заведу себе бриллиантовые.

И точно, в ту же секунду тридцать два алмаза чистейшей воды засверкали в его ехидно улыбающемся рту. Посмотревшись в маленькое бронзовое зеркальце, которое этот франтоватый старик, оказывается, хранил у себя за поясом, Омар Юсуф остался очень доволен.

Только три обстоятельства несколько омрачили его торжество. Во-первых, Хоттабыч не высказал никаких признаков зависти. Во-вторых, его бриллиантовые зубы сверкали, только если на них падал свет. Если же свет на них не падал, то рот производил впечатление беззубого (выделено мною — СР.). В-третьих, бриллиантовые зубы в первую же минуту до крови расцарапали ему язык и губы. В глубине души он даже пожалел о том, что так пожадничал, но не подал виду, чтобы не уронить своего достоинства».

Прозрачность зубов как головная боль стоматолога

Проблемы, подобные результату самореставрации зубов всесильным джином могут возникнуть и в современной клинической практике, но при освещении зубов в несколько другом волновом диапазоне — ультрафиолетовым светом. Многие наши пациенты бывают на дискотеках и концертах, где используются специальные лампы невидимого света с целью создания специальных эффектов свечения — флуоресценции. Материалы реставрационных конструкций должны обладать уровнем флуоресценции естественных зубов, так как без этого свечения «рот будет производить впечатление беззубого».., но на дискотеке. Эту проблему стоматологи называют эффектом дискотеки (6).

В противоположность слишком прозрачным зубам, менее прозрачные зубы (более опаковые) теряют в значительной мере способность менять внешний вид с изменением освещения и недостаточно светлеют при ярком или недостаточно темнеют при слабом освещении. Или другими словами: будучи идентичными при ярком освещении (полуденный дневной свет, когда рекомендуется подбирать цвет) менее прозрачные зубы при слабом освещении будут выглядеть более светлыми, чем необходимо.

С проблемой малопрозрачных зубов стоматологи часто сталкиваются при реставрации с применением непрозрачных маскирующих агентов, а также при реставрации пластмассовыми или металлокерамическими конструкциями (в англоязычной литературе под реставрацией зубов понимают любое восстановление коронок: и пломбирование, и протезирование). Непрозрачные маскирующие агенты, которые наиболее часто применяются для восстановления тетрациклиновых зубов, лишают зубные ткани естественной глубины проникновения света, что серьезно влияет на внешний вид реставрированных зубов (8). Пластмассовые конструкции созданы из малопрозрачного материала, а металлокерамические имеют непрозрачный металлический центр, чего нет в природных зубах, и поэтому, подобранные по цвету при ярком освещении, такие зубопротезные реставрации могут значительно отличаться от рядом стоящих естественных или реставрированных зубов в условиях слабого освещения (рис.1)

Насколько прозрачны зубы у конкретного пациента

Если Вы достаточно прониклись проблемой прозрачности и ее влияния на внешний вид коронок зубов до и после реставрации, то логичным будет задаться вопросом о возможности различить зубы различной прозрачности. Решая эту проблему для своих пациентов, мы нашли возможным распределить реставрируемые зубы, как минимум, на три группы: зубы обычной прозрачности, зубы высокой прозрачности и зубы низкой прозрачности. Распределение является весьма условным и ни один из признаков (рис.2) не применяется нами как абсолютно достоверный или самостоятельно. Скорее всего, каждый признак в отдельности позволяет врачу лишь ближе подойти к выводу о том, какой же прозрачности зубы у конкретного пациента с тем, чтобы более точно определить соответствующие особенности реставрационной конструкции. В какой-то мере эта наша разработка, включенная два года назад в учебную лекционную программу, уже получила жизнь на страницах печати (1) и теперь предлагается нами только в уточненном виде.

Предлагаем к анализу прозрачности небольшие, но необходимые комментарии к признакам.

Цветовая группа, как и группа оттенков по шкале ВИТА, в качестве отличительного признака по прозрачности принята нами на основании того, что в более прозрачных коронках свет проникает глубже, больше рассеивается и меньше отражается, чем в зубах, обладающих меньшей прозрачностью. Поэтому во внешнем виде прозрачных коронок превалирует серый оттенок, во внешнем виде малопрозрачных коронок доминирует желтый оттенок за счет большего отражения.

Такая же природа и особенностей темной полосы по режущему краю и проксимальных поверхностях. Чем более прозрачной является эмаль, тем шире темная полоса, что образуется во внешнем виде коронки рассеиванием света в эмали. И если бы внутри коронки зуба не было дентина, то вся коронка имела бы внешний вид, подобный краевой полосе. Напротив, если коронка зуба вследствие стираемости лишена изолированной эмали по режущему краю (коронка стерлась до дентина), то мы можем вообще не видеть краевой темной полосы. По принципу первого теста на изменчивость (внешний вид коронок зубов под включенным и выключенным стоматологическим светильником) определяется признак прозрачности, который мы назвали диапазоном изменений. Повторив несколько раз подряд этот тест, мы можем окончательно убедиться в том, какие именно зубы по прозрачности нам предстоит реставрировать. Кстати, мы практикуем также определение цвета реставрируемых зубов и при включенном, и при выключенном светильнике. Любая систематизация чего-либо только тогда имеет смысл, если дает руководство для выбора последующих действий.

Есть ли смысл в идентификации зубов по прозрачности?

Конечно, есть, так как искусственный фрагмент коронки зуба будет идентичным внешнему виду естественной основе в разных условиях освещения лишь тогда, когда будет иметь такую же суммарную непрозрачность. Суммарная непрозрачность реставрационной конструкции складывается из непрозрачностей отдельных частей, имитирующих различные зубные ткани. В схеме, посвященной особенностям реставрационной конструкции зубов различной прозрачности (рис.3), мы предлагаем оттенками реставрационного материала различной опаковости (прозрачности) построить реставрацию в соответствии с топографической анатомией коронки естественного зуба. Главная идея схемы заключается в том, что варианты реставрационной конструкции для коронок зубов различной прозрачности предусматривают разный объем оттенков реставрационного материала различной опаковости. Порядок построения реставрационной конструкции (центральная часть или дентин, эмаль оральной поверхности, эмаль вестибулярной поверхности, край коронки зуба и проксимальные контакты) соответствует ранее изложенной конструкции переднего зуба (2).

Алгоритм построения коронок зубов различной прозрачности касается витальных зубов, в которых нет необходимости восстанавливать светлый центр, имитируя парапульпарный дентин.

В схеме есть два правила, которые ни при каких условиях нельзя нарушать:

  • дентин или центр коронки зуба необходимо всегда реставрировать только опаковыми оттенками (применительно к многоцелевому композиту «Спектрум Ти-Пи-Эйч» оттенком А2 опак реставрируют дентин светлых зубов, оттенком A3,5 опак реставрируют дентин темных зубов);
  • режущий край или бугры коронки зуба никогда нельзя реставрировать опаковыми оттенками и, если в процессе построения этой части реставрации вы видите, что для идентичности внешнего вида требуется применение опакового оттенка, то, скорее всего вы подбираете материал к уже значительно пересушенной эмали.

Оральная часть эмали, которая видна только через внутриротовое зеркало, может служить в качестве депо для размещения дополнительного слоя опакового оттенка в варианте зубов низкой прозрачности, но и варианте зубов высокой прозрачности нет необходимости на этом этапе реставрировать прозрачным оттенком поверхностную эмаль.

На этапе построения вестибулярной эмали требуется уже точная дозировка прозрачности и поэтому в варианте зубов высокой прозрачности вся поверхность коронки покрывается прозрачным оттенком, в варианте зубов обычной прозрачности — примерно половина поверхности, а в варианте зубов низкой прозрачности мы вообще не применяем прозрачный оттенок и даже можем сместить ближе к поверхности границу опакового и обычного оттенков, если это требуется для достижения еще большей непрозрачности.

Для соблюдения технологичности пластической обработки и направленной полимеризации режущий край коронки реставрируемого зуба необходимо строить из двух частей: оральной и вестибулярной. Обе части мы выполняем прозрачным оттенком в варианте зубов высокой прозрачности, в варианте зубов обычной прозрачности предварительно размешаем между двумя прозрачными частями вставку из обычного оттенка (со вставкой можно пофантазировать на предмет имитации мамелонов), а в варианте зубов низкой прозрачности прозрачный оттенок тонким слоем покрывает край зуба только по вестибулярной поверхности.

Проксимальные контактные поверхности мы выполняем прозрачным оттенком в зубах высокой и обычной прозрачности, оставляя для этого соответственно большее и меньшее по объему пространство. Однако пределы уменьшения такого пространства ограничены чисто технически, так как оно должно быть достаточным для надежной доставки и пластической обработки необходимой порции реставрационного материала. В зубах низкой прозрачности проксимальные контактные поверхности мы восстанавливаем материалом обычного оттенка.

Как быть, если прозрачность зубов разная, а оттенков — стандартная

Складывая в реставрационную конструкцию полупрозрачные оттенки, мы должны постоянно помнить, что внешний вид реставрации будет суммирующим и зависит от того, какой оттенок, какой опаковости, какого объема и на какой глубине размещен нами в конструкции. Это напоминает рисование акварельными красками, когда рисунок образуется путем смешивания полупрозрачных тонов (рис.4). В реставрационной конструкции витального зуба используются три оттенка разной опаковости, а в конструкции девитального зуба — четыре оттенка разной опаковости. Для реставрационных материалов «Дентсплай» цифровые данные представлены в условных единицах непрозрачности (рис.5), в которых 0 соответствует абсолютно прозрачному телу, а 100 — абсолютно непрозрачному телу.

Складывая в одну реставрационную конструкцию оттенки материала разной опаковости (прозрачности) в представленных вариантах решений для зубов высокой, обычной и низкой прозрачности, мы можем достичь разной прозрачности в целом всей конструкции. Условно пределы наших возможностей ограничены — мы не можем создать коронку прозрачнее, чем конструкция только из одного прозрачного оттенка, и коронку, более непрозрачную, чем конструкция исключительно из опакового оттенка. Но в природе нет таких ситуаций, и названные пределы возможностей имеют чисто теоретическое значение.

Склеивание реставрационной конструкции требуемой непрозрачности напоминает сборку детской пирамидки. Подобно разноцветным кольцам пирамидки мы добавляем в конструкцию новые и новые фрагменты, увеличивая ее непрозрачность, и только с последней порцией материала мы должны достичь непрозрачности естественной коронки конкретного пациента.

Контроль, за тем, как увеличивается непрозрачность конструкции на этапах реставрации, мы осуществляем с помощью полимеризационной лампы, просвечивая коронку реставрируемого зуба (третий тест на изменчивость). Исходя из личного опыта реставрации зубов, можно судить о достаточности достигнутой непрозрачности, однако более надежной гарантией положительного результата является соблюдение топографии зубных тканей и требований плана построения зубов различной прозрачности.

Ничего не выдумывайте, а реставрируйте зубы по природному образцу, что и составляет суть биомиметического способа реставрации зубов! Тест на изменчивость просвечиванием полимеризационной лампой отреставрированного зуба сможет только подтвердить, что вам удалось достичь необходимой непрозрачности и теперь реставрационная конструкция после водопоглощения будет обладать такой же изменчивостью внешнего вида в разных условиях освещения, какой обладают естественная часть коронки или рядом стоящие зубы.

Клинический пример

Приводим пример из собственной клинической практики, в котором можно проследить последовательное построение реставрационной конструкции заданной прозрачности с тестированием полимеризационной лампой. Нижние резцы представляются нам наиболее сложными в имитации, так как из-за небольшого размера коронки даже незначительные неточности в конструкции и подборе оттенков по прозрачности сразу же отражаются на внешнем виде реставрированных зубов.

Исходная ситуация:

  • дефект режущих краев 32, 31, 41 зубов (класс 6 по Блэку) вследствие неравномерного стирания (фото 11). Проведена профессиональная гигиена реставрируемых зубов (фото 12).

План реставрации:

по форме — восстановление режущих краев 32,31,41 зубов с признаками сношенности;

по цвету — А2 по шкале ВИТА;

по прозрачности— зубы высокой прозрачности;

по микроформе поверхности — гладкая поверхность, без выраженных перикиматов и валиков.

Оперативная подготовка:

—после изоляции рабочего поля коффердамом проведено скашивание краев эмали с превентивным удалением расслоившихся эмалевых призм (фото 13).

Ход реставрации:

  • реставрация режущих краев 32 и 41 зубов (фото 14);
  • реставрация дентина 31 зуба (фото 16);
  • реставрация оральной основной эмали (фото 18);
  • реставрация оральной поверхностной эмали (фото 20);
  • реставрация вестибулярной основной эмали (фото 22);
  • реставрация вестибулярной поверхностной эмали, проксимальных поверхностей (фото 24).

Оценка результата:

  • внешний вид непосредственно после полировки (фото 26);
  • внешний вид через 69 дней после реставрации (фото 27).

Фото 11. Предстоит реставрировать режущие края коронок зубов высокой прозрачности. Из всех резцов наше внимание будет сконцентрировано на этапах реставрации 31 зуба и контрольных тестах с просвечиванием полимеризационной лампой. Главный нюанс - если зубы А2 ВИТА, но высокой прозрачности, смело берите оттенок В2 и, покрыв его сверху прозрачным оттенком, получите требуемый внешний вид А2

Фото 12, 13. Профессиональной пастой Зиркейт и нейлоновыми щетками проведена гигиеническая подготовка к реставрации. Наложен коффердам с дополнительной фиксацией кламмером реставрируемого зуба. Алмазным финишным бором скошены края эмали, а также удалены эмалевые призмы, расслоившиеся в результате жевательных нагрузок и препарирования. Если эти призмы сохранить, то они дадут видимое расслоение из-за полимеризационных напряжений, имитируя полимеризационный отрыв.

Фото 14, 15. Восстановлены режущие края 32 и 41 зубов. Поверхность 31 зуба подготовлена техникой тотального протравливания и наложением двух слоев адгезивной системы Прайм энд Бонд 2.1. Просвечивание полимеризационной лампой демонстрирует различие между полной прозрачностью пространства дефекта края зуба и частичной прозрачностью центральной части коронки 31 зуба.

Фото 16, 17. В форме центральной полоски реставрирован дентин 31 зуба. Визуально различие связано с незначительным размером добавленного фрагмента реставрационной конструкции и пересыханием эмали. Однако, при просвечивании определяется значительно большая разница в непрозрачности конструкции достигнутой и требуемой. Только определенное количество личных наблюдений позволит наиболее точно судить о достаточности непрозрачности на этом этапе.

Фото 18, 19. С оральной стороны оттенком В2 реставрирована основная эмаль, которая топографически поднята до самого края коронки. Такое решение понятно, так как план реставрации предусматривает восстановление коронки с признаками возрастной стираемости. Снова просвечивание реставрации полимеризационной лампой показывает более значительную разницу достигнутой и требуемой непрозрачности, чем это можно определить визуально в отраженном естественном свете.

Фото 20, 21. Восстановлена повер¬хностная эмаль с оральной стороны, для чего использован прозрачный оттенок В1 прозрачный. Если на предыдущем этапе при просвечивании можно было четко определить границы фрагментов реставрационного материала, то теперь фрагменты выглядят более однородными по прозрачности. В случае неуверенности в определении необходимого размера формируемого фрагмента конструкции следует руководствоваться топографией зубных тканей в естественной коронке зуба.

Фото 22, 23. С вестибулярной стороны восстановлена основная эмаль оттенком В2 Спектрум Ти-Пи-Эйч. Визуально естественная и искусственная части коронки практи¬чески не различимы и теперь даже тест просвечиванием полимеризационной лампой демонстрирует значительное сближение непрозрачности реставрационной конструкции с эталоном. Мы должны помнить, что с течением времени изменение внешнего вида эмали усиливается вследствие пересыхания.

Фото 24, 25. В реставрационную конструкцию включен последний фраг¬мент - поверхностная вестибулярная эмаль и эмаль углов режущего края. Конечно, для этого применяется только прозрачный оттенок. Незначительное ви¬зуальное различие скорее всею связано только с пересыханием эмали, но некоторое различие в оптической плотности можно видеть и при просвечивании полимеризационной лампой. Тем не менее, руководствуясь топографией естественных зубных тканей, мы построили очень близкую по прозрачности конструкцию.

Фото 26, 27. Контрольный внешний вид реставрированных зубов не¬посредственно после полировки и финишной полимеризации. Снова оп¬ределяется едва видимое различие реставрационной конструкции и ко¬ронки 31 зуба. Не будем спешить исправлять «ошибку», а лучше подождем несколько дней, хотя эмаль в основном набирает влагу уже в течение первых двух часов. Через 6 дней по внешнему виду нижних резцов уже трудно догадаться, что они были реставрированы

ЕЩЕ ОДНО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Контролировать этапы достижения требуемой непрозрачности путем просвечивания полимеризационной лампой коронок зубов можно только с необходимой зашитой щитком, экраном или очками. Наши снимки контрольных тестов выполнены без защиты исключительно из-за особенностей фотографирования в полости рта, но вы догадываетесь, во что обошлись глазам фотографа эти наглядные картинки...

Заключение

Таким образом, на основе биомиметического метода реставрации/реконструкции зубов, идентифицируя зубы по прозрачности и применив соответствующий вариант конструкции, можно восстановить коронки зубов различной прозрачности: высокой, обычной, низкой. Средством контроля достижения идентичности реставрационной конструкции и естественной части коронки зуба по прозрачности является тест на изменчивость с использованием просвечивания полимеризационной лампой. С достижением идентичности по прозрачности естественной и искусственной частей коронки зуба мы получим одинаковую изменчивость этих частей и тогда в любых условиях освещения они будут выглядеть одинаково.