Александр Постолаки

Репаративная регенерация — «Чаша Грааля» в стоматологии третьего тысячелетия Часть IV. Форма и эволюция

Мы продолжаем начатую нами тему об особенностях строения эмали и формообразования зубов человека с точки зрения спиральной биосимметрии, которая позволяет лучше рассмотреть скрытые от обычного взора биомеханические свойства зубных тканей и расширить горизонт их изучения. В предыдущих публикациях в журнале «ДентАрт» (No2, No3 за 2010 год) основной акцент был поставлен на минимальное вмешательство во внутреннюю среду зубов со сложнейшей степенью организации и удивительной компактностью структурных элементов эмали. Многогранные свойства эмали позволяют обеспечивать полноценное функционирование каждого зуба как органа, как живой единицы, лишь в едином комплексе тканей объединенных в понятие зубочелюстной системы, а ее сохранение служит важным индикатором здоровья всего организма человека. В этой статье обсуждаются вопросы возможной репаративной регенерации в стоматологии настоящего и будущего, а также перспективы развития биотехнологий и их положительные и отрицательные стороны.

Продолжение…
Начало статьи читайте в 4 номере журнала «ДентАрт»
за 2010 год и в 1, 2 номерах за 2011 год.

Нить Ариадны

Испанский философ и социолог Х. Ортега и Гассет (1883 1955), размышляя о науке, пришел к выводу, что ученый выступает самым настоящим представителем культуры cвоего времени. 

Тем не менее, получив обычное образование, ученый сегодня оказывается «невежественным» в отношении всего, что не входит в круг его специальности и познаний. 

Такое положение представляет серьезную опасность, так как предполагается, что он является невеждой не в обычном понимании, а невеждой со всеми амбициями образованно го человека. Известный американский философ и физик Ф. Франк (1884 1966), со своей стороны, обращал внимание на неспособность науки в большинстве случаев сделать свои успехи благодеянием для людей, и в этом повинен чудовищный разрыв между наукой и философией. Он подчеркивал, что чем глубже мы погружаемся в настоящую науку, тем яснее становятся ее связи с философией как связующим звеном. Согласно некоторым греческим авторам, великий философ и математик Пифагор (ок. 570 500 гг. до н. э.) проявлял способности и интерес к медицине, биологии, астрономии, а также к музыке и живописи. Он не только обучался в Греции у знаменитых ученых того времени, но и долгое время провел в Египте, а затем в Персии. И только после 38 лет странствий он вернулся на родину, где основал свою духовную школу. Пифагор первым стал называть себя философом (любомудром), но не мудрецом, как и свое учение — философией, но не мудростью. По определению Пифагора, человек, пришедший в жизнь и стремящийся к созерцанию прекрасного, и есть философ. Влеченье к философии «есть как бы любовь к мудрости, мудрость — знание истины, коренящейся в истинно сущем». Ямвлих (ок. 242 306 г. н. э.), автор трактата «Жизнь Пифагора», считал, что Пифагор познал это истинно сущее, и он говорил, «что оно нематериально, вечно и одно только действительно… Все Мироздание является по сути Единым Целым, и что в Вечном нет мертвого вещества. Познав это, ты уже не станешь ошибаться, ибо все тебе будет открыто».

Если в качестве еще одного из примеров мы обратимся к опыту древнекитайской медицины, то сможем убедиться, что к историческому, литературному и философскому наследию следует относиться с огромным уважением и более ответственно.

Считается, что теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тыс. лет назад. Она тонко и изящно переплетается с философией, которая базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Основным принципом терапии является управление движением энергий тела. При помощи пульсовой диагностики определяется степень гармоничной циркуляции «жизненной энергии» в организме человека и устраняется ее дисбаланс при различных заболеваниях путем акупунктуры, траволечения и других методов и средств. Достоверно установлено, что в Древнем Китае акупунктура возникла в «дописьменный» период, не менее 10 тыс. лет назад.4 Наверное, люди уже тогда знали, что легче предотвратить болезнь, чем лечить ее. По словам Платона, «человечество ничего не изобретает, а только вспоминает». Лишь во второй половине ХХ века официальная медицина признала акупунктуру в качестве метода диагностики и лечения. В 1980 году ВОЗ определила перечень 43 типов патологий, которые могут быть эффективно вылечены с помощью акупунктуры, в том числе и некоторые заболевания зубочелюстной системы. Это позволило открыть новое поле для научной деятельности и медицинских исследований.

В продолжение темы важно отметить, что во многом благодаря научным трудам В. И. Вернадского (1863 1945) в первой половине ХХ века стали меняться сложившиеся взгляды на Природу и Человека. В своих работах, в так называемой «теории биологического единства», он первым начал развивать представления о фундаментальном характере взаимосвязи живо го вещества с геологическими процессами, про исходящими на земной поверхности. Общие закономерности взаимодействия между веществами органической и неорганической природы были им впервые распространены и на атомарный уровень.

Академик В. П. Казначеев и соавт. (1985) на основании результатов многолетних экспериментов, проведенных в лабораториях Института клинической и экспериментальной медицины СО АН СССР, убедительно доказали существование сверхслабого электромагнитного излучения во всех исследованных клетках растений и животных (за исключением некоторых водорослей, бактерий и простейших). Открытый феномен межклеточных дистантных связей позволил им выдвинуть предположение, что «электромагнитные взаимодействия, то есть потоки фотонов, представляют собой один из общих принципов информационных взаимоотношений живых систем и живого вещества в целом». В настоящее время уже достаточно обосновано представление о том, что любая область спектра электромагнитных волн, как своеобразный «дирижер», принимает обязательное участие в процессе жизнедеятельности всех организмов и оказывает определенное влияние на эволюцию живой природы. Таким образом, клеточный уровень организации и способность к электромагнитному излучению являются биоинформационной основой нормального функционирования не только большинства форм жизни, но и органов и систем живых организмов. Мы считаем возможным допустить мысль, что подобные дистантные информационные взаимодействия могут происходить и в зубочелюстной системе, а именно в зубах. Это значит, что кроме анализаторской функции эмали и периодонта непосредственно в каждом зубе, может существовать и общий информационный обмен между всеми зубами зубного ряда, заключающийся в переда че при помощи фотонов* электромагнитного излучения сигналов о целостности или повреждении поверхностных структур. Ряд экспериментов показал, что обмен информацией на уровне ДНК и атомов материи происходит быстрее, чем полагал А. Эйнштейн, утверждавший, что самая высокая скорость во Вселенной — это скорость света. Судя по всему, информация достигает пункта назначения еще до того, как она покинула пункт отправления.

Давно замечено, что даже на самой ранней стадии возникновения кариозного процесса (белое или пигментированное пятно) определяется более интенсивное отложение замести тельного дентина соответственно тому участку, где имеется поражение. Степень сходства заместительного (репаративного) дентина с первичным обратно пропорциональна интенсивности раздражителя. В таком случае источником электромагнитного излучения могут являться какие либо клеточные элементы (одон тобласты, фибробласты, мезенхимальные клетки и др.) пульпы зуба как органа.

Мы выдвигаем гипотезу о том, что основным источником сверхслабого электромагнитного излучения, в виде потока фотонов, могут служить звездчатые клетки фибробластов, количественно доминирующие в центральной части пульпарного органа и имеющие множество отростков, за счет которых обеспечивается связь между клетками. Это предположение подкрепляется также известным фактом, что звездчатая или пентагональная форма является фундаментальной в организации биологических структур всего живого на Земле. Как указывает Е. В. Боровский (2006), считается установленным, что одонтобласты не обладают свойством возбудимой клетки. Тем самым, вероятно, именно фибробластам должна принадлежать роль «радиолокационной системы», контролирующей физиологические и патологические процессы, возникающие на поверхности или внутри самого зуба. Пульпа связана со всем организмом, и в ней, как в «зеркале», отражаются как местные, так и общие нарушения (кариес и некариозные поражения зубов, заболевания пародонта, гиповитаминоз С, гипертоническая болезнь и др.) в виде гистологических изменений со стороны клеточных элементов, кровеносных сосудов и нервных волокон. До казано, что степень изменений в самой пульпе напрямую зависит от интенсивности кариеса. Однако для нормальной физиологии пульпы имеет большое значение функция зуба, так как в интактных, но не функционирующих зубах также происходят дистрофические процессы (вакуолизация одонтобластов, образование петрификатов, «кист» на месте гибели одонтобластов, гиалиноз, интенсивное отложение заместительного дентина).9, 10 Когда же при патологических состояниях присоединяется боле вой симптом, тогда пульпа, словно «колокол, бьющий в набат», возвещает весь организм о возникшей опасности, передавая по нервным волокнам электрические импульсы в ЦНС — сигналы SOS, взывая о срочной помощи.

«В современной физической картине мира, в необозримом величии Космоса, Вселенной мало места отводится явлениям жизни, живому веществу, человеку», — считает академик В. П. Казначеев.6 Трудно что либо возразить по этому поводу, скорее следует согласиться и за думаться над тем, почему мы с таким трудом обращаемся к памяти человеческой истории, чудом сохранившейся в веках и донесшей до нас частицу помыслов, стремлений и надежд живших когда то людей. А вот, например, правительство Тайваня предприняло значительные усилия для того, чтобы «осовременить» традиционные практики китайской медицины.

Результатом этих мер стало массовое комплексное изучение как традиционной китайской, так и современной восточной медицины.

Обсуждая тему репаративной регенерации, мы должны откровенно признаться самим себе, что речь идет не только о восстановлении анатомической формы и функции пораженного органа или систем организма как ключевой цели для возвращения утраченного здоровья. Хотя нет никаких сомнений в том, что это первостепенная задача, которая стояла и стоит перед медициной.

Вспомним, что благодаря титаническим усилиям многих ученых, порой жертвующих своей собственной жизнью, многие заболевания, приводившие к летальному исходу, теперь успешно лечатся. Продолжительность жизни во многих странах значительно увеличилась. Мода на здоровый образ жизни, желание выглядеть молодым, энергичным, полным сил завладела умами современных людей. Не скрывается ли на подсознательном уровне за всем этим «зов предков» и соблазнительное внутреннее желание приблизиться к тайне бессмертия? Г. Брэйден (2005) считает, что представители древних цивилизаций владели неким утраченным сегодня знанием — внутренней технологией, позволявшей им жить иначе, чем мы себе представляем, и поддерживать свое здоровье такими способами, о которых мы только начинаем догадываться. Где же искать истину? «Где ищешь, там и дорога» — говорится в старинной пословице. Климент Александрийский (ок. 150 215 гг. н. э.) говорит в «Строматах», что «основатели мистерий вложили свое учение в мифы так, чтобы оно было открыто не всем… В мистериях — предугадание истины». И там же: «Если настоящее, прошедшее и будущее порознь являются от дельными частями времени и если вечность их в себе объединяет, то тем более возможно для истины ее собственные семена собрать воедино, хотя бы они и упали в чуждую почву».5 Один из самых ярких представителей Северного Воз рождения, кардинал, философ, ученый Н. Кузанский (1401 1464) считал, что «всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание». В книге «Об ученом незнании» он выразил свои главные идеи и мысли о взаимосвязи природных явлений, бесконечности Вселенной, о человеке как микрокосмосе, а также то, что все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и вполне возможно, обитаемы.

Но «разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет к ней приближаться… Следовательно, путь к истине — это процесс постоянного совершенствования, уточнения знаний». На развитие мировоззрения Кузанского в свое время оказали влияние античные учения Пифагора, Анаксагора и многих других, также как в свою очередь его астрономические труды оказали влияние (прямое или косвенное) на взгляды Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. Поэтому немаловажным дополнением послужит изречение одного из основателей точного естествознания Г. Галилея (1564 1642 гг.), который считал, что «…истину надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов». Прислушаемся и мы к его совету.

Немецкий философ и культуролог О. Шпенглер (1880 1936), исследуя своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз раз вития и все они сходны по темпам и длительности существования (около 1000 лет). Исторические события, относящиеся к одной культу ре, по мнению Шпенглера, имеют соответствия (гомологии) во всех других, но в то же время он отрицает их историческую общность: «Кто понимает сейчас греческую лирику? Кто знает, кто чувствует, что она значила для людей античного мира? Никто не знает, никто не чувствует. Нет никакого единого человечества, нет единой истории…». В конце концов, каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение лю бой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм и где науке как источнику знаний и суждений о мире отводится главенствующая роль.16 Обращаясь вновь к уникальному литературному наследию Е. П. Блаватской(1877), необходимо особо отметить ее взгляды на отношение ученого мира к древним знаниям: она неустанно приводила множество доводов о необходимости скорейшего пере смотра устоявшихся понятий и мнений. Не говоря уже о сотнях тысяч древнейших манускриптов, уничтоженных в огне войн и фанатизма, есть свидетельства и того, пишет Блаватская, что, например, в ватиканских библиотеках было обнаружено, как в наиболее редких и драгоценных древних трактатах целые абзацы были выскоблены, вычеркнуты для того, чтобы вместо них вписать псалмы. И чтобы быть вполне компетентным в критике идей древних мыслителей, нам нужно добиться большей ясности для себя, просеять их до самого дна и убедиться, соответствуют ли они фактам. Мы видим, как через тысячелетия истории человечества до нас доносится, словно «глас вопиющего в пустыне», один и тот же наказ грядущим поколениям помнить о единстве знаний, разбросанных ветром забвения и занесенных, как казалось навечно, песком времени. В Книге Экклезиаста (III в. до н. э.) сказано: «Ибо вечно не будут помнить о мудром, как и о глупом. В грядущие дни — все уже будет забыто…».

Злак Жизни

Совсем недавно в пещерах Ласко (Франция, провинция Дардонь) были обнаружены на скальные рисунки, на которых изображены способы использования растений для оздоровления и лечения. Возраст этих рисунков — более 20 тыс. лет. Самым же древнейшим сохранившимся литературным произведением, в ко тором упоминается «Злак Жизни», считается «Эпос о Гильгамеше», который окончательно сложили в XXIII XXII веке до н. э. древние шумеры. Поэма о Гильгамеше, «о все видавшем», было создана неизвестным автором ( ми?) приблизительно на 2 тыс. лет раньше, чем «Илиада» и «Одиссея» Гомера. С большой долей вероятности, ими были использованы еще бо лее древние источники, приблизительно датируемые концом первой половины III тыс. до н. э., на что указывает язык поэмы и ошибки писцов, свидетельствующие о том, что они уже и тогда ее не во всем ясно понимали.

«Увидел он все до пределов Вселенной,
Все испытал и познал,
Взором проник в глубочайшие тайны,
С сокровеннейшей мудрости поднял покров… Весть нам принес о веках допотопных… На две трети он — бог, на одну — человек».

Так начинается повествование о главном герое, Гильгамеше, который в поисках секрета бессмертия узнает о чудесном цветке и о том, что вкусивший его обретает вечную молодость. Но этот цветок растет только на дне моря:

«Тайну тебе я открою великую,
Тайну о Злаке Жизни поведаю:

Терну и розе подобен тот Злак…
Если ж найдешь его, жив будешь им».

«Но где находится Злак, об этом не сказано. Или, может быть, громко не сказано, а прошептано на ухо, потому что из дальнейшего видно, что Гильгамеш все уже знает: подвязал тяжелые камни к ногам, бросился в море, нырнул, опустился на дно, нашел Злак, сорвал, отвязал камни и вынырнул». Цветок бессмертия он достает не только для себя: «Если старый от него человек молодеет, и я поем от него, возвратится моя юность». Увы, мечта героя не осуществилась. Чудесный цветок молодости похитила у него змея: «…из норы поднялась, цветок утащила, назад возвращаясь, сбросила кожу». Схожие сюжеты издревле бытовали в народных сказках различных стран и эпох. Например, нам с детства хорошо знакома сказка «Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи» (1858 г.) русского писателя С. Т. Аксакова (1791 1859), записанная им и опубликованная по воспоминаниям детских лет. В ней рассказывается о том, как купец отправил ся в далекие «заморские» страны и в поисках «гостинца» для младшей дочери попадает в дворцовый сад к «страшному зверю лесному, чуду морскому». «Да где тот дворец — никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице пере летной». И нет другого места на земле, кроме как в «море океане», куда бы не смог добраться чело век, зверь или птица. А значит, что, вероятно, «сказочной» родиной цветка в «Эпосе о Гильгамеше» и в русской сказке действительно могли быть морские острова или их прибрежное дно. Так ли это на самом деле или это только легенда, сказка, вымысел? «Терну и розе подобен тот Злак…». Возможно, в этой «скупой» эпической строке скрыто описание «морского цветка» или, как еще его называют, «каменного цветка» — коралла? По сути, кораллы — скелеты живых существ, коралловых полипов, которые селятся гигантскими колониями, образуя сказочные сады. Большую роль в процессе рифостроения играют морские губки, о которых будет еще сказано в V части. Целебные свойства кораллов известны лекарям с древнейших времен. Еще в Шумере, более 5000 тыс. лет назад, знали о них. В эпоху античности кораллы считали окаменелыми водорослями. За ними признавалась способность наделять организм иммунитетом против яда, и они были символом долголетия. Практиковавший в Риме во времена Клавдия и Нерона греческий врач Педаний Диоскурид (I в. н. э.) описывал и применял целебные свойства не только растений, но и минералов, в том числе коралла. Мистики уверяли, что коралл дарует молодость и мудрость. В Средневековье, поскольку коралл обладал многими целебными свойствами, его добавляли во многие лекарства. В странах Востока народные целители до сих пор часто применяют порошок из белого коралла для лучшего сращивания костей, в том числе челюстей, при перело мах. По видимому, еще в незапамятные времена люди обратили внимание, что порошок коралла способствует быстрому выздоровлению после полученных травм, то есть оказывает стимулирующее влияние на репаративную регенерацию тканей организма. Величайший таджикский ученый, философ и врач Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980 1037 гг.) в «Каноне врачебной науки» рекомендует коралл как средство для лечения болезней глаз. Известно, что существует много районов на Земле, где жители отличаются завидным долголетием. Современная история изучения целебных свойств коралла началась в 1979 году, когда администрация Института Гиннесса, издающая книгу «Рекорды Гиннеса», командировала британского журналиста на остров Току носима (близ острова Окинава в Японии) взять интервью у самого старого в то время жителя Земли возрастом 115 лет. «Как мало из наших не давних открытий являются на самом деле новы ми и как много таких, которые принадлежат древним!» — восклицал в конце XIX века писатель и философ Джон У. Дрейпер. И действительно, как оказалось, кораллы являются источником особых биостимуляторов и гормонов, влияющих на правильный обмен белка в организме и нормализующий функции многих сис тем. Кроме того, утверждается, что особенно полезен определенный вид коралла (Санго), обитающий рядом с японским островом Окинава — его структура и состав максимально близки к костям человека. Из 2500 видов кораллов белые кораллы типа Санго являются уникальными по содержанию важнейших для жизнедеятельности человека элементов (76 микроэлементов, находящихся в сбалансированной и легкоусвояемой для человека форме, таких как кальций, магний, калий, натрий и др.). Из тихоокеанских кораллов японские стоматологи изготавливают зубные протезы, которые не окисляются и не разрушают ткани ротовой полости. Парижские ортопеды используют коралл в качестве костного трансплантата: он не отторгается организмом и приживляется успешней, чем металлы и пластмасса, что еще раз свидетельствует о высокой биологической совместимости с костной тканью. Пав лов А. В. (2004) экспериментально доказал возможность применения пластин белого коралла для пластики дефектов костей свода черепа. Структурные и химические особенности коралловой пластины благоприятствуют процессам регенерации костной ткани, способствуя более раннему и быстрому их развитию, опережающе му процесс созревания грануляционной ткани, то есть процесс формирования рубца. Вопросы регенерации костной ткани и остеоинтеграции широко освещены и в работах по дентальной имплантологии. Отмечено, что наиболее часто на поверхность металлических имплантатов из титана делается плазменное напыление гидроксилапатита и его производных, которые и обеспечивают наиболее оптимальную остеоинтеграцию имплантатов. Материалы кораллового происхождения включают в группу синтетических гидроксилапатитов. По составу они представляют поликристаллическую керамику, основу ко торой составляет кристаллический карбонат кальция — арагонит.26 В то же время подчеркивается, что к новейшим разработкам в области биоактивных покрытий относится плазменное на пыление фосфорнокислого кальция слоем 15 20 нм. Фосфат кальция — это основной строи тельный материал, с плотностью 2,81 г/см3, который входит в состав костей и зубов, что и обеспечивает быструю регенерацию кост ной ткани. Хочется надеяться, что между настоящим и далеким прошлым человечества сохранилась едва уловимая нить, будто нить Ариадны, соединяющая нас и сокровенные знания в бесконечности пространства и времени, что бы вершить с их помощью добрые дела.

Малоизученые недра океанов продолжают оставаться в зоне пристального внимания ученых во всем мире. Море продукты входят в состав многих лечебных и косметических средств. Часто в них содержится микроводоросль спирулина, которая стандартизирована более чем в 60 странах мира. История жизни на Земле датирует появление спирулины (Spirulina platensis) 3,6 млрд. лет назад и определяет ее как одну из первых форм существования живого на нашей планете. Ее клеточное строение отличается тем, что клетки расположены вдоль спиралевидной нити, доходящей по длине до 1 мм. Спирулина — богатый источник белков, заменимых и незаменимых аминокислот, минералов, витаминов и хлорофилла. В конце 80 х годов ХХ века в Республике Молдова В. М. Шаларь, В. Ф. Рудик и др. (1987) отселектировали оригинальный штамм спирулины под названием Spirulina platensis (Nordst) Geitl CALU 835 и разработали технологию ее промышленного производства.28 В начале 90 х годов результаты исследований завершились созданием биоадаптогенного препарата нового поколения Bio R, который проявляет следующие действия: антиоксидантное, цитопротекторное (стабилизирует клеточные и лизосомные мембраны путем нормализации обмена глутатиона и поддержания оптимального равновесия между системой пероксидного окисления липидов и антиоксидантной системой), регенерирующее, противовоспалительное, иммуномо дуляторное и др. Содержащиеся в препарате аминокислоты, олигопептиды и микроэлементы Mn, Fe, Zn, Cu, Se, Cr и др. стимулируют процессы восстановления тканей и действуют положительно на клеточный и гуморальный иммунитет. Bio R является корректором иммунореактивности и естественной резистентности. Воздействует на иммунокомпетентные клетки: нормализует энергетический обмен в лимфоцитах и функции для ее постижения великие смыслы бытия» окислительно восстановительных ферментов нейтрофилов. 33 

В национальной стоматологии Республики Молдова за последние 20 лет достигнуты определенные положительные результаты в лечении глубокого кариеса, острого очагового пульпита, хронических форм деструктивного периодонтита с использованием препарата Bio R (А. Карталяну, В. Бурлаку, Э. Урсу, В. Фала, Д. Истрати, 1993 2010 гг.).34 37 Данные работы продемонстрировали эффект стимулирования Bio R ом функции дентин , остео и цементогенеза зубов и пародонта человека. Было высказано предположение об иммуномодулирующем действии препарата Bio R на стволовые клетки пародонта. Будто «чудесный эликсир», Bio R оказывает регенерирующее действие на ткани и органы зубочелюстной системы, и очевидно, что потенциальные возможности «капель жизни» на основе спирулины до конца еще не раскрыты и в будущем нас еще ждут впечатляющие открытия в этой области. 

Небесные гончары

Знаменитый писатель З. Ситчин (1920 2010 гг.), автор сенсационных теорий палеоконтакта и инопланетного происхождения человека, утверждает, что его исследования совпадают со многими библейскими текстами и что библейские тексты являются прямым переложением шумерского описания их истории Даже если согласиться с тем, что реальные события лег ли в основу мировых религий, то лишенные пространственно временных параметров, они по прежнему воспринимаются как мифические предания. И «фактически вся история науки — это история возвращения назад, история поиска первоосновы жизни на земле». Французкий историк Августин Тьерри (1795-1856) полагал, что «легенда есть живая традиция, и трижды из четырех случаев она вернее того, что мы называем Историей». Примеров подобных суждений бесчисленное множество, и их список можно было бы продолжать бесконечно, так как они не прекращаются последние полтора столетия и, вероятно, будут продолжаться и в будущем. Но стоит ли уделять столько внимания мифологии, если, как пророчествовала Е. П. Блаватская (1877), сами «исторические факты останутся скрытыми от взора непроходимыми джунглями современных гипотез, отрицаний и скептицизма». Как справедливо считает выдающийся популяризатор науки К. Саган, в науке всякое утверждение требует веских доказательств и множества экспериментов, в том числе и «доисторические мифы», но не в нынешнем их значении, как нечто противоречащее фактам, а в смысле, который они несли в себе прежде. «Миф — это метафора того, что невозможно описать никаким иным образом». С точки зрения французкого историка и антрополога Ж. П. Вернана (1914 2007), древнегреческая этимология слова «миф» означает «слово», «рас сказ» и на первых порах не противопоставляется «логосу», первоначальным смыслом которого также является «слово», «речь». По слову Платона, мы находим в древних мифах «части самих себя» («Фэдр»). Еще в апокрифическом (апокриф — произведение, не вошедшее в библейский канон) Евангелие от Филиппа сказано (ст. 67): «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах».

Китайский философ и мыслитель Конфуций (551 479 гг. до н. э.) говорил: «Я обладаю знанием не от рождения, но древность возлюбя, стремлюсь к ней всеми силами».43 Спустя почти 1500 лет после Конфуция Авиценна с горечью в душе изливает свои мысли и чувства в короткую строку: «О мудрости твердят: она бесценна, но за нее гроша не платит мир». Русский писатель, поэт, историк с мировым именем Д. С. Мережковский (1865 1941) написал в 30 е годы ХХ ве ка книгу о погибшей Атлантиде, по крохам собирая самые невнятные, глухие упоминания о давно ушедших в небытие «событиях», сохранившихся в веках, словно «нетленные искры». И через двадцать пять веков после Платона он доказывает, что эти вопросы относятся больше к истории, чем к мифу. «Древность божествен на, говорили древние, а мы даже не понимаем, что это значит», хотя и открываются постепенно наши глаза на многие вещи, но мы по прежне му мало что видим, будто они «оловянные», не умеем читать или читаем, не понимая смысла. «Когда нашли мумию фараона Рамзеса Велико го, то завернули ее в газетный лист «Temps» и привезли в Каир в извозчичьей карете; таможенный чиновник взвесил ее на весах и, «не найдя соответственной пошлины в списке тарифов, применил к ней правило о ввозе соленой трески». Святое тело царя бога для древних —соленая треска для нас» (гл. «Солнце слепых», VIII).5, 44 Всемирно известный американский писатель фантаст, по профессии биохимик А. Азимов (1920 1992), комментируя с научной точки зрения библейскую картину сотворения мира и человека, находит развязку «гордиева уз ла» в следующем объяснении: «Филологи могут судить о прошлом человечества только по взаимосвязям, существующим между современны ми языками, а связи эти можно проследить во времени только до момента создания первых письменных, расшифрованных ныне источников. Это дает нам возможность заглянуть в прошлое не далее чем на пять тысячелетий, а к тому времени существовало уже большое количество сложных и сильно отличающихся друг от друга языков».45 И поэтому языковой «терминологический» барьер часто не дает продвинуться в исследовании культуры существовавших цивилизаций, но все же, постепенно раскрывая глубокий смысл сохранившихся символов и об разов, мы с удивлением обнаруживаем, насколько бесценное древнее наследие становится современным для нас.

Конечно, мы меньше всего хотели бы, чтобы изложенные нами мысли воспринимались читателем, как увлечение чем то таинственным и эзотерическим. «Еще недавно… на памяти… одного двух поколений и генетику, и кибернетику, и психологию считали… мистикой. А Космос? Освоение Космоса?». А сегодня «конструкция Мироздания, построенная современной физикой, распадается под ударами самой физики, которая уже предлагает… поистине мистическое мировоззрение». Не секрет, что многие факты оказываются «на обочине» от общепринятой в научном мире концепции. И тому есть известные примеры. Чтобы не остаться «ослепленными» яркой вспышкой «техногенной революции», овладевшей сознанием людей, важно сейчас пытаться найти общие точки со прикосновения современных взглядов на прошлое, настоящее и будущее всего человечества. 

Согласно одному из важнейших священных текстов индуизма «Рамаяна», в глубокой древности существовала раса полулюдей полуобезьян — ванары (рис. 8 а). Описанные действия происходили около 1,2 млн. лет назад. Ванары характеризовались несколько меньшим, чем у людей, ростом, человеческим лицом и обезьяньим туловищем, покрытым густой шерстью коричневого или красного цвета.50 Примечательно, что анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, древнейшем городе на планете, показал, что 10 тыс. лет назад здесь обита ли низкорослые, чуть выше 150 см, люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро африканской расе. Отдельно приводятся доказательства и того, что датировки в мифах древних индуистов соответствуют самой новой концепции эволюционной антропологии. Откуда же возникли эти знания? Ведь еще в 60 е годы ХХ века считалось, что весь антропогенез протекал около 700 тыс. лет. Только в конце 1980 х, после находок ран них австралопитеков, выяснилось, что эволюция гоминид длилась 4 5 млн. лет. Всегда существовали мифы о маленьких людях, что получило наиболее весомое подтверждение в 2003 году на острове Флорес в Индонезии, когда нашли скелеты приматов Homo erectus ростом около метра, массой не более 30 кг и с объемом головного мозга в пределах 400 см3. В народе их называют «хоббиты». Жили хоббиты 18-12 тыс. лет назад. Маленькие обитатели Флореса получили название Homo floresiensis (Человек флоресский) и статус отдельного вида. Было установлено, что уникальные анатомические особенности не связаны с карликовостью или микроцефалией. Согласно официальной версии, вероятными причинами исчезновения вида стали стихийные бедствия или изменения климата на Земле. По мнению некоторых историков и лингвистов, на основе анализа шумерской мифологии, легенд других народов выясняются малоизвестные стороны акта сотворения человека, который, как например считает З. Ситчин, на самом деле являлся генетическим экспериментом c видом Homo erectus (рис. 8 в).

До настоящего времени ни одно из открытий в области физики, астрономии, истории, археологии не противоречит тому, что написано в Библии, а наоборот, чаще только подтверждает подлинность происходивших событий (их более 40) — от рождения Вселенной до сотворения Земли. Но шумеры сообщают об этом гораздо больше и подробнее, чем библейские книги. Кем же были столь часто упоминаемые нами шуме ры? Шумер — цивилизация, существовавшая на юге современного Ирака в IV III тыс. до н. э. и давшая жизнь всему современному миру, обще признана самой древней на Земле. Согласно шумерской мифологии, человек был создан из «глины, замешанной на крови богов» аннунаков (в букв. пер. «те, кто спустился с небес на землю») с планеты Нибиру, примерно 445 тыс. лет назад (за 432 тыс. лет. до «всемирного потопа»). В 1982 году НАСА официально признала вероятность существования еще одной новой планеты Солнечной системы, в направлении созвездия Орио на, о которой, вероятно, и упоминалось в шумерских клинописях. В «мифе об Атрахасисе» и других месопотамских текстах описывается весьма сложный творческий процесс создания чело века. Методом проб и ошибок совершенствовалась вся процедура, пока не была окончательно отработана в лаборатории под названием «Дом, где вдыхается ветер жизни» (рис. 9).39 В эпосе «О все видавшем» появление «нового» человека, подобного Гильгамешу («на две трети он бог, на од ну — человек он, образ его тела на вид несравненен») описано следующим образом: «Отщипнула [Аруру] глины, бросила на землю, слепила Энкиду, создала героя… Шерстью покрыто все его тело… Вместе с газелями ест он травы, вместе со зверьми к водопою теснится…» (ст. 31-40). Описание «первобытных людей» очень близко к тому, что мы встречаем в «Прометее» Эсхила. Установлено, что шумерские тексты послужили источником и основой для библейской Книги Бытия: «И создал Господь Бог [евр. Elohim] человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. Гл. 2:7) (рис. 8 б). Следует отметить, что «Элохим» морфологически является словом с окончанием множественного числа, то есть «Боги» или «Бог богов». Бен Элохимы, то есть «Сыны божьи», были очень высокого роста: женщины — 3 3,7 метра, а мужчины — 4 5 метров.39 В некотрых переводах Библии с иврита слово «нефилим» трактуется как «гиганты» или «титаны». «В то время были на земле исполины…» (Быт. Гл. 6:4). Когда то утраченный в незапамятные времена и обнаруженный вновь в 1773 году раннехристианский апокриф «Книга Еноха» повествует об ангелах, сынах неба, от которых дочери человеческие «родили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей. Они поели все пpиобpетение людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их» (Кн. Еноха, Гл. 2:9,10). По преданию, древний правитель Египта Эхнатон имел рост 4,5 метра, а легендарная красавица Не фертити была ростом около 3,5 метров.

Неутихающий интерес к теме шумерской цивилизации не случаен. Цивилизация шумеров обладала рядом современных знаний из области химии, фитотерапии, современной математики (например, использовала «золотое сечение», троичную систему исчисления, использованную после шумеров только при создании современных ЭВМ, использовала числа Фибоначчи). Знали в Шумере и теорему, которую спустя тысячу лет «открыл» Пифагор. В текстах также со держится информация о происхождении, раз витии и строении Солнечной системы. Шумерские астрономы знали и о Плутоне, открытом учеными только в 1930 году. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения. У шумеров впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.

Таких примеров можно привести множество, и все они будут потрясающими. И в этом уникальность не только шумеров, но и других затерянных в веках цивилизаций, оставивших после себя знания настолько высокого уровня и сложности, что в настоящий момент мы должны приложить максимум усилий в стремлении хотя бы приблизиться к вершинам их миропонимания, не отвергая на своем пути все не понятое и непонятное.

Продолжение следует…

Литература

Поделиться с друзьями: